Стоимость туров в Турцию на лето значительно увеличилась в сравнении с прошлым годом. Турецкий турбизнес может потерять до половины от запланированного объема туристов из России. Разбирались, что лимитирует спрос на туры в Турцию в этом году: стоимость размещения или нехватка авиаперевозки?
ТУРЕЦКИЙ ТУРБИЗНЕС ЗАЯВИЛ О НЕХВАТКЕ АВИАПЕРЕВОЗКИ ИЗ РОССИИ
Координатор PEGAS Touristik по странам СНГ Орхан Санджар спрогнозировал, что Турцию в 2023 году могут посетить только 3 млн туристов из России, в то время как ожидаемая цель – 6 млн гостей. Об этом эксперт рассказал изданию Turizm Güncel.
По словам специалиста, которые приводит издание, такое падение спроса на отдых в Турции связано с двумя причинами. В первую очередь эксперт говорит о проблемах с доступностью авиаперевозки на российско-турецком направлении.
«Из-за санкций есть проблемы с поставками топлива для самолетов под российским флагом в Турции. Самолеты совершают техническую посадку в Сочи для дозаправки на обратном пути. Это приводит к увеличению времени и затрат. Компаниям под турецким флагом также может быть запрещено ввозить топливо в Россию», – сказал Орхан Санджар, отметив также, что из-за санкций самолеты Airbus и Boeing российских авиакомпаний испытывают дефицит запчастей.
ИЗ-ЗА РОСТА ЦЕН НА РАЗМЕЩЕНИЕ ТУРЦИЯ ПРОИГРЫВАЕТ ДРУГИМ НАПРАВЛЕНИЯМ
Вторая причина, ограничивающая спрос, это рост цен на отели на анталийском побережье. Его объясняют, в частности, нехваткой сезонного персонала, которая усугубляется недавним землетрясением. В реальности, цены растут из-за инфляции: зарплата персоналу была повышена вдвое, цены на продукты выросли для отелей в 4 раза, газ и электричество – тоже в несколько раз.
Эксперт констатирует, что на май Турция как туристическое направление уже проиграла по привлекательности в глазах россиян Таиланду, Дубаю, Вьетнаму, Кубе, Венесуэле и Египту.
Ситуацию на лето оценивать пока сложно, но, по словам Орхана Санджара, в рамках акций раннего бронирования было продано только 15% от общей емкости отельной базы, хотя обычно продается до 25% и более.
Российские коллеги соглашаются с основным тезисом: туры в Турцию действительно дорожают, спрос сдержанный. Например, недавно об этом говорил вице-президент АТОР, генеральный директор туроператора «Русский Экспресс» Тарас Кобищанов. Прогнозы эксперта все же более оптимистичны: более 4 млн российских туристов в Турции по итогам года.
РОССИЙСКИЕ ЭКСПЕРТЫ НЕ ВИДЯТ ПРОБЛЕМ С ПЕРЕВОЗКОЙ В 2023 ГОДУ
Но опрошенные «Вестником АТОР» специалисты турбизнеса первопричину видят все же в ценовой политике турецких отельеров и ослаблении рубля, отрицая, что на данный момент есть проблемы с выполнением полетов в Турцию в части заправки авиакеросином, ремонта самолетов или наличия разрешений.
Представители трех крупных игроков авиационного и туристического рынков подтвердили «Вестнику АТОР», что, несмотря на сложности в отрасли, и частот, и доступных самолетов для полетов в Турцию из России в этом году достаточно.
Проблема лежит исключительно в коммерческой плоскости. Ранее выставленные мощности не грузятся, туроператоры вынуждены оптимизировать полетные программы. Даже стоимость перелета по сравнению с прошлым годом почти не выросла.
«Перевозка в 2023 году не первоочередной фактор, влияющий на спрос на туры ы Турцию», – говорит директор туроператора PEGAS Touristik Анна Подгорная.
Напомним, в прошлом году объем рынка был лимитирован именно возможностью формирования полетной программы. Туроператоры выбирали все доступные квоты. В этом году ситуация принципиально иная. Для удовлетворения спроса на туры в Турцию по новым ценам российскому туррынку провозных мощностей достаточно.
«Всю запрашиваемую туроператорами перевозку в Турцию российские авиавласти в 2023 году разрешили», – говорит представитель одного из крупных туроператоров.
«Пока недостатка перевозки не ощущаем», – говорят представители ANEX Tour.
В то же время – и это гораздо более тревожный знак – туроператоры уже сняли несколько запланированных на лето чартерных рейсов в Анталью из Москвы на бортах Turkish Airlines. Так, были отменены рейсы TK 3732/33 из Внуково на 28 апреля, 1, 3, 4 и 5 мая а также рейсы TK 3954/55 и TK 3990/91 авиакомпании Anadolu Jet из Домодедово 2 мая.
Это означает, что перевозки при текущем спросе не просто «достаточно». Она начинает становиться избыточной при текущем слабом спросе.
У ТУРЦИИ ЕЩЕ ЕСТЬ ШАНС ПОЛУЧИТЬ РОССИЙСКИХ ТУРИСТОВ
В этом году спрос на Турцию лимитируется растущими ценами на туры.
Таким образом, по оценкам российских экспертов, у Турции еще есть шанс прибавить в спросе, если отельерам удастся пересмотреть ценовую политику. С российской стороны резервы для выполнения полетов в Турцию есть.
Однако будут ли снижать цены турецкие отельеры – большой вопрос. С одной стороны, как указывает ряд местных экспертов, большинство объектов даже у крупных сетей – не собственные, а арендованные. Арендная плата была зафиксирована на год или даже на несколько лет, и в валюте. Продавать сейчас в минус отели не станут, скорее попытаются найти замену россиянам на европейских рынках.
С другой стороны, указывают те же эксперты, компенсировать европейцами около 40% турпотока в Анталью (именно столько составляют россияне) при всем желании не удастся. Потери в загрузке будут неизбежны, дисконты все же придется давать – но с оглядкой на цены раннего бронирования (ситуация, когда проданные заранее туры окажутся дороже, чем цены в сезон, вызовует очередной виток неудовольствия клиентов туроператоров).
Екатерина Тропова
Фото: авиакомпания SouthWind