Во вторник, 6 июня, многие СМИ вышли с материалами, содержащими утверждения одного из экспертов розничного рынка о том, что турецкие отели повысили цены на летний сезон только для россиян, оставив прошлогодние тарифы для западных рынков на прежнем уровне. Данный тезис не может быть подтвержден цифрами: они сейчас как раз говорят о другом.
В частности, СМИ тиражируют заявление одного из руководителей турагентств о том, что турецкие отели подняли цены в евро для российских партнеров в среднем на 20%, но не сделали так для западного рынка. Эксперт объяснил это тем, что «Кипр и Греция, которые ранее принимали сотни тысяч россиян, сейчас вынуждены демпинговать. И если Турция поднимет цены для европейцев, они просто выберут направление подешевле».
Стоит рассмотреть вопрос подробнее и с фактами в руках.
Подорожали ли турецкие отели для российского рынка в этом году? Да, безусловно, и эксперты АТОР об этом говорили еще на этапе раннего бронирования, это не секрет. Назывались и причины: одна из основных – инфляция и резкое подорожание всех основных товаров и услуг для отелей.
Подорожали ли отели Турции в этом году для западных рынков? Безусловно, да. Стоит открыть любое туристическое издание Турции, Германии или Великобритании, включить гугл-перевод и увидеть в этом году десятки статей на эту тему. Более того, никто из зарубежных экспертов не скрывает того факта, что западные туристы в этом году действительно ищут направления подешевле, чем Турция. И находят их – это, в том числе, например, Тунис и Египет.
Сообщается также, что в последние недели турецкие отели начали коррекцию цен для немецких путешественников, делая скидки от прежнего (слишком высокого) уровня, по примеру российского рынка, для которого отельеры Турции также снижают цены.
То есть первая часть утверждения о том, что цены на отели Турции «выросли только для россиян», уже неверна.
«Турецкие отели не вводили никакой дискриминации в цене для российского рынка, такие утверждения, мягко говоря, бессмысленны. Разбирающийся в продажах специалист знает, что во-первых, цены все время меняются – в один момент они выше для России (скажем, период майских каникул), в другой – для Германии (их каникулы или Рождество), в третий – для Великобритании. Во-вторых, все зависит от загрузки конкретного отеля и его маркетинговой политики. Отдельные отели могут давать на определенный период скидки для приоритетных для себя рынков, и этими рынками могут быть и немецкий, и российский, и английский. В-третьих, мы на практике в этом году не видим такого рыночного явления, как ценовая дискриминация россиян. Да она и попросту невозможна: крупные турецкие туроператоры, выкупающие квоты мест для российских туристов, не стали бы завышать сами для себя цены, подписывая невыгодные контракты», – говорит вице-президент АТОР, генеральный директор туроператора Space Travel Артур Мурадян.
Стоит также обратиться к сухим цифрам. Аналитики АТОР исследовали 6 июня данные сайтов немецких туроператоров (с немецким IP) и российских туроператоров (с российским IP).
Были проанализированы цены на проживание в 5 популярных отелях Турции (без перелета, так как его стоимость разная из разных пунктов, бессмысленно сравнивать перелет из Франкфурта и из Новосибирска). Во всех случаях сравнивались одинаковы даты.
Отель / цена |
Цена у немецкого туроператора в евро |
Цена у российского туроператора в рублях по курсу 89,6 (и в евро) |
Alva Donna Exclusive Hotel SPA 5*, 10 ночей, 11-21 июня |
3068 евро |
269 669 руб. (3008 евро) |
Swandor Topkapi Palace 5*, 10 ночей, 15-25 июня |
2528 евро |
185 355 руб. (2067 евро) |
Pine Beach Belek 5**, 10 ночей, 15-25 июня |
2406 евро |
238 044 руб. (2655 евро) |
Sirene Belek 5*: 7 ночей, 15-22 июня |
2134 евро |
174 462 руб. (1952 евро) |
Kaya Belek 5*10 ночей, 15-25 июня |
2280 евро |
192 865 руб. (2151 евро) |
Как видно из Таблицы 1, только в одном случае цена отеля для немецкого рынка ниже, чем для российского (а обусловлено это, скорее всего, тем, что конкретный отель пытается в моменте компенсировать скидочной акцией слабый спрос с рынка Германии). Но даже в этом случае разница в цене не превышает 10%.
Во всех остальных случаях цены для российского рынка на турецкие отели сейчас ниже, чем для немецкого – от 2% до 9%, в одном случае выгода у россиян целых 19%. В последнем кейсе, впрочем, такая сильная разница может быть обусловлена тем, что немецкий туроператор перепродавал отель партнера (отель принадлежит другому туроператору, а цена от его российского филиала существенно ниже).
В любом случае, пример пяти произвольно выбранных отелей не позволяет проследить никакой «тенденции завышения цен для россиян» по сравнению с западными рынками.
Скорее наоборот – очевидно, что во многих (80% выборки) случаях, цена для россиян как раз не намного, но все-таки ниже. Но и это – тоже не какая-то «тенденция», а срез постоянно меняющейся рыночной реальности, когда те или иные отели стимулируют спрос на определенные периоды у разных рынков.
Утверждения о том, что «все цены на Турцию ниже для европейцев, чем для россиян» ранее пытались доказать ценами на Booking.com. Однако и в этом случае проведенный анализ показал, что такие утверждения – неправда. Похоже, что мы опять имеем дело не более, чем с классическим потребительским мифом.
Редакция «Вестника АТОР»
Фото: АТОР