Большое количество теплоходов, вышедших в этом сезоне, «размыло» спрос, показатели которого побили все рекорды в прошлом году. Кто выиграл от увеличения предложения, как туроператоры пытаются заменить кешбэк, почему туристы предпочитают короткие путешествия и сколько стоят круизы, – в нашем материале.
ТУРОПЕРАТОРЫ РАССЧИТЫВАЛИ НА КЕШБЭК
Особенностью этого сезона стало значительное увеличение количества круизных теплоходов на реках России – в навигацию 2023 года вышло на 17 судов больше, чем в прошлом году.
Прирост произошел за счет крупных компаний, таких как «ВодоходЪ», «Мостурфлот», «Донинтурфлот» и «Созвездие», которые вывели в этом году практически всю свою флотилию, а туроператор «ГАМА» даже представил совершенно новый теплоход «Золотое кольцо».
Решение об увеличении флота базировалось на резко взлетевшем спросе прошлого года, который, по данным компании «ВодоходЪ» оказался на 35% выше показателей 2021 года.
И, хотя круизная отрасль стабильно растет последние несколько лет, такой ощутимый скачок произошел все же благодаря кешбэку.
Разумеется, компании рассчитывали на продолжение этой программы и в следующем сезоне.
УВЕЛИЧЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА ТЕПЛОХОДОВ «РАЗМЫЛО» СПРОС
По факту же они оказались в ситуации, когда теплоходов стало больше, а вот спрос не получил должной стимуляции.
«В прошлом году нельзя было найти свободных кают уже на июньских рейсах, а сейчас места есть почти везде, даже в июле и августе», – отмечает Светлана Гончарова, заместитель генерального директора по развитию круизной компании «Мостурфлот».
И, хотя за счет вывода нового флота предложение по рынку увеличилось (+25-27% к прошлому году), текущая загрузка многих рейсов оказалась примерно на 10% меньше, чем в прошлом году. Появление большего количества теплоходов просто размыло спрос.
Особенно заметен переизбыток предложений на направлениях Москва – Санкт-Петербург, Москва – Казань, в круизах с посещением Плеса и коротких круизы из Москвы.
Общая загрузка по сезону, включая осенние круизы, составляет порядка 50-60%, что не так много, учитывая сократившуюся глубину продаж.
Но все же туроператоры рассчитывают на рост количества туристов.
«В этом году взрывного роста продаж речных круизов, как в 2022 году, мы не наблюдаем. Поэтому мы ставим сдержанный план прироста в количестве туристов – 14% к прошлому году и планируем обслужить 138 тыс. человек», – отмечает Илья Суховольский, заместитель генерального директора по развитию компании «ВодоходЪ», рассчитывая, что итоговая загрузка летних месяцев составит не менее 80%.
ОТ БОЛЬШОГО КОЛИЧЕСТВА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ВЫИГРЫВАЮТ ПАССАЖИРЫ И АГРЕГАТОРЫ
Впрочем, увеличение количества теплоходов во многом сыграло на руку туристам и компаниям-агрегаторам. Последние отмечают существенный рост интереса со стороны клиентов, особенно среди «новичков», которые обратились к ним по совету или рекомендации знакомых.
«Мы планируем обслужить на 20% больше туристов чем в прошлом году», – отмечает Андрей Михайловский, директор круизного центра «Инфофлот».
Он отмечает, что новые корабли, может быть, и оттягивают на себя спрос, но одновременно они же привлекают пассажиров.
«Чем больше предложений, тем большее количество людей может найти что-то под свой запрос. Они не уходят с нашего сайта ни с чем», – уверен он.
Такого же мнения придерживаются и агрегаторы в регионах. Например, они отмечают высокую загрузку по новым предложениям в Санкт-Петербург, Пермь, Уфу, количество которых сейчас значительно выросло, а также маршруты в рамках «Великого Волжского пути».
ТУРОПЕРАТОРЫ ПЫТАЮТСЯ ЗАМЕНИТЬ КЭШБЕК СОБСТВЕННЫМИ АКЦИЯМИ
К слову, компании-агрегаторы в этом году почти не делали своим клиентам каких-то специальных предложений, в то время как туроператоры старались заменить кешбэк собственными акциями.
Так, компания «Волга Лайн» прямо сейчас предлагает кешбэк 20% за оплату на их сайте, компания «ВодоходЪ» периодически проводит акции «3 или 4 место в подарок», а также предоставляет скидки по акции «Большая свадьба» и прочее. Бонусы есть и у компании «Мостурфлот».
«Мы вынуждены делать скидки, чтобы увеличить продажи, поскольку глубина бронирования сейчас очень небольшая, и мы в основном продаем круизы на самое ближайшее время», – отмечает г-жа Гончарова.
В ТОПЕ ПРОДАЖ – КРУИЗЫ ВЫХОДНОГО ДНЯ
Большое количество новичков и незначительная глубина продаж определяют и «лидеров» сезона-2023, а именно – короткие круизы (до 5 дней) и круизы «выходного дня» (3-4 дня).
Интерес к ним отмечают все эксперты, подчеркивая, что короткие речные путешествия привлекают туристов и возможностью отдохнуть, почти не тратя дни основного отпуска, и, разумеется, более доступной ценой.
Так, компания «ВодоходЪ» отмечает, что среди популярных маршрутов этого лета самый большой рост был у 5-дневных круизов по Золотому кольцу – 10% по сравнению с прошлым годом, а также у коротких 3-4-дневных круизов на Валаам из Санкт-Петербурга. Здесь рост составил 7% по сравнению с прошлым годом.
Справедливости ради надо отметить, что интерес растет и к другим классическим направлениям. Среди них круизы из Москвы в Санкт-Петербург (7 или 14 дней), на Валаам, в Казань, путешествия по Оке и традиционные долгие круизы до Астрахани и т.д.
Проявляют туристы интерес и к новым направлениям – летнему Байкалу, круизам по Ладожским шхерам, круизам в формате сценического плавания и концепции 18+, круизам по Енисею, Оби и Иртышу.
Таких круизов не так много, они, как правило, выкупаются заранее, а теплоходы показывают хорошую загрузку уже к первому рейсу. Основную кассу здесь делают опытные туристы, поскольку, как отмечают эксперты «новички на длинные рейсы не садятся».
ЦЕНЫ ВЫРОСЛИ НА 8-10%
В среднем, цены на круизы в этом году выросли не более, чем на 8-10%, без учета акций раннего бронирования. Пока это более-менее коррелирует с общим удорожанием услуг для речных операторов, хотя о финансовых результатах можно будет судить только по итогам сезона.
В «Мостурфлоте» отмечают, что разброс цен сейчас составляет от 5,8 тыс. рублей в день на человека лоукостере до 12 тыс. рублей в день на люксе.
В «Инфофлоте» называют среднюю цену стандартного путешествия от 5 до 5,5 тыс. рублей в день на человека.
В «Водоходе» средняя стоимость туродня составляет от 6 тыс. рублей до 16 тыс. рублей на человека, в зависимости от класса теплохода.
Самая минимальная стоимость будет на короткие круизы (3-4 дня).
Так, 3-дневный круиз Москва – Мышкин – Москва будет стоить в среднем 15-17 тыс. рублей на человека, на семью из 2-3 человек – 30-50 тыс. рублей. за все.
7 дней круиза «Две столицы» из Москвы до Санкт-Петербурга или в обратном направлении начинаются от 48 тыс. рублей на человека в классе «Водоход» и доходят до 200 тыс. рублей в классе «Люкс».
2 недели круиза на Соловецкие острова обойдутся в среднем в 200 тыс. рублей на человека.
И, хотя туроператоры стараются не поднимать цены на круизы, удерживать эту планку им довольно сложно.
Например, для сохранения доступных цен и выгодных путешествий по стране в марте 2023 года «ВодоходЪ» запустил уникальный для круизного рынка сервис премиальной подписки «ВодоходЪ.Про».
Туристы получают доступ к закрытым специальным ценам на круизы со скидками до 30%, приоритет в листе ожидания на круизы с ограниченным предложением, гарантированные скидки на круизы для себя и друзей, а также скидки при обслуживании на борту, в т.ч. в барах.
Эта программа уже вызвала положительный отклик среди туристов и неплохо ими приобретается.
ТУРОПЕРАТОРЫ ОТКРЫВАЮТ БРОНИРОВАНИЕ НА СЕЗОН 2024 ГОДА
Туроператоры уверены, что на данный момент круиз, приобретенный по акции раннего бронирования, может быть более выгодным способом сохранения денег, чем банковский вклад.
«Цены на следующий год все равно подрастут, и, с учетом действующих максимальных скидок, покупка круиза сейчас может оказаться даже на 30% выгоднее, чем в прошлом году. При этом круизные туроператоры никогда не повысят тарифы для такого клиента и не потребуют от него доплаты, как может произойти в случае приобретения тура с авиаперелетом», – отмечает г-н Михайловский.
И, хотя на данный момент еще не все компании открыли продажи круизов сезона-2024, поскольку еще наблюдают за развитием ситуации, те, кто уже начал работать с новым сезоном, отмечают, что туристы им интересуются.
Ольга Пегасова
Фото – компания «ВодоходЪ»