Анна Филатовская из «Русского Экспресса» как турист отправилась в круиз на катамаране по Сейшельским островам и делится личным опытом яхтенного тура на этом интересном островном направлении. Пригодится многим, в том числе турагентам, находящимся в поисках идеи, как по-новому подать своим клиентам сейшельский отдых.
В условиях, когда многие страны стали недоступными для наших туристов и им наскучило приезжать на, казалось бы, «изъезженные» Мальдивы или Сейшелы, есть отличный вариант освежить впечатления и предложить получить совсем иной опыт – это яхтинг на островах.
Яхтенные круизы подходят как для любителей активного отдыха, так и для тех, кто устал от привычного формата отпуска в отелях и хочет чего-то свежего и интересного. Причем, новое возможно даже в тех странах, где уже бывали не раз. Отправляясь на Сейшельские острова в четвертый раз, как автор этой статьи, можно открыть их для себя заново – благодаря другому формату отдыха.
НУЖНО ЛИ ТУРИСТАМ ИМЕТЬ ОПЫТ ЯХТИНГА ДЛЯ КРУИЗОВ
Есть мнение, что в такие круизы берут лишь тех, у кого есть специальные навыки и опыт яхтинга или что на яхте придется «постоянно работать и помогать команде». Это вообще не так. Судном управляет опытный капитан, гостей круиза – пассажиров – к этому не привлекают. Ну, разве что у них самих появится желание попробовать себя в яхтинге.
Готовить, мыть посуду в круизах тоже не придется, если взять круиз с форматом «все включено». На катамаране в этом случае есть повар, который берет на себя все эти заботы. Гостям остается только наслаждаться отдыхом.
Однако есть определенные правила поведения на лодке, соблюдение которых строго обязательно. Сразу после заселения капитан проводит брифинг и рассказывает, что можно и что нельзя, и вообще – как себя вести.
Самое важное – безопасность. Надо знать, что, например, при малейших признаках задымления или запахе гари сразу следует сообщить об этом капитану. Ни в коем случае нельзя нырять в воду, если катамаран находится в движении. Купание – только и исключительно на стоянках и остановках.
Что интересно, когда во время долгого морского перехода одна из участниц сейшельского круиза, испугавшись волн, начала от страха покрикивать, капитан сделал ей замечание – чтобы не сбивала его с толку и не отвлекала. Кричать стоит лишь при реальной и конкретной опасности.
Следует также закрывать все иллюминаторы в каюте, если идет дождь и перед переходом по морю – будут брызги и каюту может залить водой.
Самое главное, что должны усвоить все участники круиза – это то, что все распоряжения капитана на борту – закон. Точка. Если капитан счел нужным изменить маршрут или что-то запретить, значит, на то есть причина и это вообще не обсуждается. Претензии не принимаются.
ЯХТА ИЛИ ОТЕЛЬ?
Конечно, если сравнивать удобства размещения в отеле и на яхте, то номер в отеле однозначно больше и комфортнее. Да и территория, и инфраструктура присутствуют. На катамаране будет заметно теснее.
Но отель не даст и тех возможностей, которыми обладает яхта.
Сейшелы желательно смотреть и изучать, а не жить на одном месте в отеле. Все острова архипелага разные. На каждом – что-то своё, какая-то «фишка».
Например, на Праслине – гигантские орехи в форме женских ягодиц, на Ла Диге – валуны причудливой формы и самый фотографируемый в мире пляж, на Курьезе – гигантские сухопутные черепахи, у берегов острова Фелисите – потрясающий снорклинг, кстати, совсем не хуже, чем на Мальдивах, а на Сент-Анн – дремучие джунгли! Если есть желание увидеть все это в одном путешествии, то варианта лучше яхтинга не найти.
В продолжение темы комфортности. У кого есть опыт паромной переправы с Маэ на Праслин и обратно, поймут: если будет сильно качать – это, скажем так, очень «жестко». На яхте (катамаране) тоже качает, но не так сильно, переход гораздо более комфортный. Ты вроде как остаешься «дома», всё под рукой, лежишь на мягком матрасе на свежем воздухе и смотришь на горизонт.
У многих есть желание посетить остров Ла Диг (без него какая поездка на Сейшелы?), известный своими «инстаграмными» валунами. Так вот, чтобы туда добраться, сначала с Маэ надо переправиться на Праслин (на пароме, а это не самый приятный может быть, мягко говоря, вариант) и потом, другим паромом, на Ла Диг. Слишком много не самых комфортных перемещений. А в яхтенном круизе – совсем другое дело!
И что еще важно – лишь с воды можно увидеть часть островов, включенных в программу круиза. Отдыхая в отеле, столько островов вообще вряд ли можно даже технически посетить.
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА ЯХТЕ
Есть мнение, что на яхте скучно, ты ограничен размерами лодки – пойти некуда, делать нечего, кроме как созерцать гладь океана и небо над головой.
Это совсем не так! Есть масса вещей, которыми здесь можно заняться: поваляться с книгой, позагорать, позаниматься йогой, порыбачить, покататься на сапборде, поплавать с маской и посмотреть на разноцветных рыбок или просто поплавать, попробовать себя в яхтинге... Да и просто общаться, петь, играть в игры с другими туристами.
Как раз таки за неделю такого круиза можно получить впечатлений гораздо больше, чем от того же времени отдыха в отеле. Именно потому, что картинка благодаря ежедневным перемещениям постоянно меняется!
ПРО КАЧКУ НА ЯХТЕ
Многие опасаются, что в яхтенном круизе будет укачивать. Да, действительно, может, но только на больших (длинных) переходах и при сильных волнах. Да и это необязательно – современные катамараны не просто комфортные, они широкие, устойчивые. Качает на них совсем не так, как на небольших лодках. К тому же, если правильное себя вести, нежелательный эффект будет сведен к минимуму.
Рекомендуется в случаях качки не нагружать глаза и смотреть на горизонт, а не в экран смартфона. Тогда переход пройдет комфортно для организма. Не стоит при сильной качке находиться в каюте или спускаться в нее без особой необходимости – как только горизонт пропадает из виду, «повести» может даже самых стойких.
Конечно, первые сутки организм адаптируется, привыкает к качке. Потом легкое покачивание даже начинает нравиться. Ведь это часть драйва и удовольствия от яхтинга.
Что интересно, так это то, что по окончании круизной программы на суше еще пару дней тоже будет качать – так организм «привыкает обратно».
Нужны ли таблетки от укачивания? Да, их лучше взять с собой, ситуации могут быть разные. Возможны индивидуальные особенности или непогода. Как правило, они помогают перенести качку без проблем, а даже если и не понадобятся, как было у автора в этом туре, то уж лучше всегда все равно будут где-то рядом, на случай «мало ли что». Просто для спокойствия.
В сейшельском яхтенном круизе два больших морских перехода – между островами Маэ и Праслин. Каждый занимает чуть более трех часов. Помимо больших, есть и короткие – от получаса до часа, которые переносятся совсем легко. Да и длинные переходы были достаточно комфортны, разве что скучновато находиться в одном и том же месте и состоянии более трех часов без возможности почитать, посмотреть фильм или посидеть в интернете.
Переходы проходят днём, обычно после завтрака. Иногда после обеда, если идет смена локации. На ночь же катамараны встают на якорь.
КАК УСТРОЕН КАТАМАРАН
Любая яхта или катамаран изнутри гораздо просторнее, чем может показаться. Смотришь на фото и думаешь: «Как мы там все поместимся?». Но эти мысли уходят, когда прибываешь на борт и видишь, что на самом деле места много.
Например, на катамаране Saba 50 на Сейшелах пять кают для гостей, все с персональным санузлом – там есть и умывальник с зеркалом, и унитаз, и полноценный душ с горячей водой, и даже набор косметики: мыло, шампунь, кондиционер и гель для душа.
Часть кают стандартная, есть улучшенные – мастер-каюты. Они больше по площади и у кровати по бокам есть удобные полочки. На самой кровати – постельное белье, также выдаются как банные полотенца, так и пляжные.
На яхте много общественных пространств, так, что гости без труда могут найти себе место для уединения, не мешая друг другу. На сейшельском катамаране – и просторный кокпит на открытом воздухе с мягкими диванами и подушками, и салон с панорамными раздвижными окнами, и матрасы для отдыха и загара в разных частях палубы, и гамак-сетка для релакса.
Электричество есть, работает исправно. Розетка европейская, адаптеры не пригодились. Есть также зарядка через usb-провод. Все каюты кондиционированы, особенно актуальным в условиях повышенной влажности стал режим dehumidity («осушение» воздуха).
Важная рекомендация туристам – не брать на яхту чемоданы. Будет трудно найти им место, они могут мешаться всю дорогу. Для отдыха на яхте лучше отдать предпочтение мягким дорожным сумкам – их можно свернуть и убрать в шкафчик. И еще совет – обзавестись гермосумкой или рюкзаком. Она защитит от попадания брызг на деньги, документы и телефон, когда с катамарана будут доставлять на берег на резиновой моторной лодке.
КАК КОРМЯТ НА ЯХТЕ
У многих компаний, предлагающих круизы на катамаранах, подразумевается, что закупать продукты, готовить и мыть посуду будут сами участники круиза. Это, конечно, выходит демократично по стоимости, но совсем не всегда и не для всех комфортно – все же в отпуске хочется отдохнуть хотя бы от этих «кухонных обязанностей».
Мы покупали круиз у компании «32 румба», у которой есть формат «все включено». Для Сейшел, по личному опыту, именно такой вариант подойдет идеально. На яхте есть шеф-повар, который берет на себя все заботы о завтраках, обедах и ужинах. Он составляет меню, в которое могут быть внесены коррективы. Например, в случае если повезет с рыбалкой и будет хороший улов, тогда туристы лакомятся свежепойманной рыбой, а курица из холодильника ждет завтрашнего дня.
Завтраки в поездке традиционные – яичница, омлет или вареные яйца, бекон или сосиски, сыр, тосты с маслом и джемом, иногда каша и, конечно, фрукты. Обед обычно легкий – пара блюд, салат и легкое горячее, большего в жару и не хочется. А вот на ужин – самый плотный прием пищи, обязательно рыба, мясо или курица с салатом и гарниром. Повар готовит не порционно, а на всех, выставляя на общий стол блюда.
Напитки на яхте всегда в открытом доступе – вода, чай, кофе и соки. Легкий алкоголь входит в программу в количестве 1 бутылки белого вина (красное запрещено на суднах с тиковой палубой, так как может ее испортить) в день на человека или 3-х бутылок местного пива. Алкоголь хранится в специальной охлаждающей камере, поэтому всегда правильной температуры.
СКОЛЬКО СТОИТ ЯХТЕННЫЙ КРУИЗ ПО СЕЙШЕЛАМ И КУДА МОЖНО ОТПРАВИТЬСЯ
География туристического яхтинга весьма широкая. И даже сейчас, когда для россиян открыты не все страны мира, разнообразие большое.
Российские компании предлагают как круглогодичные экзотические варианты – Мальдивы, Маврикий, Сейшелы, Шри-Ланку и Таиланд, куда можно отправиться в любое время года (при необходимости и сезонных изменениях маршрут адаптируется без значительной перестройки экскурсионной программы, как, например, на Шри-Ланке), так и сезонные – по России: Карелия, Байкал, Приморье, Сочи. Эти круизы проводятся лишь несколько месяцев в году – с июня по сентябрь. Есть и популярные европейские круизы – Италия, Азорские острова – и Турция.
Яхтинг – камерный отдых и, с одной стороны, дешевым быть не может по определению. А с другой – есть много вариантов, вполне доступных по цене. Сейшельские острова, например, в принципе демократичными не назовешь, здесь априори дорого все – и размещение в отелях, и трансферы, и питание, и покупки. И как раз вариант яхтенного круиза дает возможность за умеренные деньги в формате трехразового питания с напитками, включая алкоголь, посетить и посмотреть максимум возможного.
В нашем случае поездка от компании «32 румба» обошлась чуть более 100 000 рублей на человека на «все включено» (без учета дороги).
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ РАСХОДЫ В ЯХТЕННОМ ПУТЕШЕСТВИИ
В стоимость яхтенного путешествия включено почти все, кроме дороги – размещение в каюте, питание и напитки, услуги капитана и повара, стоянки и дозаправки. Лететь на Сейшелы можно как прямыми регулярными рейсами «Аэрофлота» (стоимость авиаперелета от 54 000 рублей с багажом), так и стыковочными.
Если желания добавить к круизу пару ночей в отеле нет, то перелет рейсом «Аэрофлота» идеален – у него удобное расписание именно под график круиза: прилет до обеда, заселение на катамаран в 15:00, по окончании круиза выселение в 09:00, а рейс «Аэрофлота» вылетает в Москву в 13:25. Удобно. Длительных ожиданий или вынужденных ночевок в отеле не будет.
При желании можно продлить тур, добронировав несколько ночей размещения в отеле на островах. Это позволит завершить отпуск привычным форматом отельного отдыха, сопровождаемого экскурсиями по острову Маэ.
Очень важный момент – связь. В нашем случае мы получили в подарок от компании-организатора 60 гб интернета на борту. Этого количества хватает, как правило, на 2-3 первых дня. Далее и во время вылазок на берег можно пользоваться мобильным интернетом, местную SIM-карту лучше приобрести в аэропорту. Но стоит учесть – на Сейшелах мобильный интернет достаточно дорогой. Вот расценки на услуги местного провайдера Airtel: 3 гб – 31 USD, 6 гб – 47 USD, 9 гб – 70 USD, 14 гб – 85 USD. Можно также использовать и e-SIM.
Стоит также заранее учесть расходы на оплату налогов на вход в национальные морские парки (оплачиваются самими туристами).
Расценки таковы: остров Курьез – 300 рупий, остров Сент-Анн 300 рупий, вход в парк Valle de Mai на острове Праслин в размере 450 рупий и трансфер на такси до парка и обратно – 200 рупий с человека и аренда велосипеда на острове ла Диг (150 рупий) или электрокара – от 2000 до 3000 рупий на компанию 4-7 человек. Курс рупии ориентировочно 13,8 к доллару.
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Яхтинг – это заразно. Попробовав его однажды, точно захочется повторить! Ведь за короткую по времени поездку можно так много всего увидеть. Каждый день – разная локация, новый остров, шикарные виды с воды и романтика приключений.
Текст и фото: Анна Филатовская