16 июля, вторник
 
 

В АТОР рассказали, что будет с ценами на туры по России и за рубеж

Как изменятся цены на туры внутри России из-за отмены НДС для туроператоров, и что будет с ценообразованием на туристическом рынке на пике сезона-2023? На эти и другие актуальные вопросы в эфире радиостанции «Говорит Москва» ответила исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе.

ОТМЕНА НДС ДЛЯ ТУРОПЕРАТОРОВ НЕ ПРИВЕДЕТ К СНИЖЕНИЮ ЦЕН НА ТУРЫ НА 20%

В пятницу, 21 июля, Госдума приняла закон, освобождающий туроператоров по въездному и внутреннему туризму от НДС. Норма действует по 30 июня 2027 г.

По оценке АТОР, это важное событие для отрасли. Туроператорское сообщество предлагало отменить НДС еще в 2018 году, но тогда эту инициативу посчитали несвоевременной. Позже от уплаты НДС освободили гостиницы и транспортные компании, в то время как туроператоры продолжали быть его плательщиками.

«Закон принят, пусть и не в той формулировке, которая позволяла бы легко вздохнуть и дальше существовать в этой цепочке вне НДС. Тем не менее, это очень большой и важный шаг, поскольку это существенно облегчит работу многим туроператорам», – подчеркнула исполнительный директор АТОР.

При этом Майя Ломидзе назвала ошибочным предположения о том, что с отменой НДС на 20% автоматически подешевеют и туристические путевки.

«Цены немного снизятся. По оценкам туроператоров, на 3-5%. Но важнее всего то, что не будет такого повышения, как если бы НДС сохранился в цепочке всех поставщиков. Но 20%-ного снижения цен на туры, конечно, не будет, на это не надо рассчитывать», – подчеркнула г-жа Ломидзе.

КАКИЕ ВНУТРЕННИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОПУЛЯРНЫ В СЕЗОНЕ-2023

По словам Майи Ломидзе, пережив «мощную тренировку во время пандемии», российский туристический рынок адаптировался и в последние 1,5 года продолжает проявлять чудеса маневренности и адаптации к существующим условиям.

Так, по прогнозам АТОР, в этом году внутренний туристический рынок покажет рост около 10%.

«Если бы была другая ситуация с себестоимостью и ценообразованием внутри страны, то динамика была бы иной. Была бы выше. По нашим прогнозам, до конца 2023 года темпы роста в 15% не сохранятся, прирост составит порядка 10%. Это тоже хорошо. Это значит, что люди путешествуют, и путешествуют больше, чем в прошлом году», – отметила она.

По оценкам АТОР, на внутреннем рынке в ТОП-5 направлений летнего сезона-2023 входят Краснодарский край, который является безусловным лидером, Санкт-Петербург, Москва, а также Карелия и Крым.

«Крым все равно останется в первой пятерке. Спрос упал и продажи ниже, чем на эту же дату год назад. Но по массовости спроса Крым войдет в ТОП-5», – полагает Майя Ломидзе.

«Растет спрос на туры в Самарскую область и Нижний Новгород. «Жигулевские выходные – настоящий хит продаж. Нижний Новгород позиционирует себя как столица закатов и там много чего изменилось в связи с недавним юбилеем», – подчеркнула г-жа Ломидзе. 

ТУРЦИЯ ПОДОРОЖАЛА, НО ОСТАЛАСЬ ВЫЕЗДНЫМ НАПРАВЛЕНИЕМ «НОМЕР ОДИН»

Прокомментировала Майя Ломидзе и ситуацию с туризмом в Турцию. Как известно, в сезоне-2023 туры в Турцию подорожали, что не мешает Турции оставаться на российском выездном рынке «направлением номер один».

«В Турцию, конечно, поехало в этом году меньше туристов, потому что бюджетная Турция по горящим турам сейчас это все равно 60-65 тыс.р. на человека с питанием все включено», – сообщила исполнительный директор АТОР.

«РАЗВОРОТА» НЕТ. НО ПОЕЗДКИ ПО СТРАНЕ СТАЛИ ЧАСТЬЮ ОБРАЗА ЖИЗНИ МНОГИХ

По мнению исполнительного директора АТОР, ошибочно говорить о том, что в РФ произошел «разворот» в сторону внутреннего туризма.

«Мы неоднократно подчеркивали: внутри нашей страны, начиная с момента запуска выездного туризма в 1994 году, всегда отдыхали в 1,5-2 раза больше людей, чем выезжали за рубеж», – пояснила г-жа Ломидзе.

В последние годы из-за с пандемии и связанными с ней ограничениями турпоток внутри России увеличился по объективным причинам.

«Заграница в пандемию была закрыта, да и дорого было лететь на иностранные курорты. К тому же те направления, которые сейчас были открыты и сейчас доступны для россиян, далеко не бюджетные. Поэтому, естественно, что турпоток внутри страны увеличился. Появились и новые тренды. Стало модным поехать на Байкал, Алтай, Камчатку, покататься на курорте Шерегеш или на природу в Карелию. Эта мода привела к тому, что для многих путешествие по стране стало частью образа жизни, что очень здорово», – отметила Майя Ломидзе.

ЛЕТОМ ВЫГОДНО ЛЕТЕТЬ ТУДА, ГДЕ СЕЗОННОЕ СНИЖЕНИЕ ЦЕН

Летом выгодно путешествовать на зарубежные курорты, которые позиционируются на рынке как зимние. Это Карибы, Мальдивы и ОАЭ, где в летние месяцы отмечается сезонное снижение цен. Особенно это касается премиальных отелей.

Есть из России летом и прямые рейсы в Таиланд. «Долететь сейчас можно до любой точки мира. Но для того, чтобы направление было массовым, нужен прямой рейс. Из массовых направлений этим могут похвастаться пока только Таиланд», –рассказала г-жа Ломидзе.

Едут россияне и в Европу, но это сложно назвать потоком ввиду отсутствия прямых рейсов и сложностей с получением виз.

«Спокойно и лояльно выдают визы Греция, Франция, Италия, Испания, Кипр.  Италия и Испания увеличили срок оформления шенгена до 45 суток. Т.е. визу ждать надо полтора месяца. Многие через туроператоров бронируют отели и трансфер в странах Европы. Рекомендуем туристам соблюдать известное правило, которое очень тщательно отслеживается сейчас. Въезжать надо у ту страну, визу которой вы получили», – резюмировала она.

ЦЕНЫ НА ПИКЕ СЕЗОНА ВЫРАСТУТ ЕЩЕ НА 10%

По оценкам исполнительного директора АТОР, в среднем по рынку за полтора года стоимость путешествий за рубеж выросла более чем на 25%.

«Следующий виток лёгкого повышения цен в пределах 10% ожидается после 10 августа, когда наступает самый пик, и держаться эти цены до середины сентября при условии, что сохраняется высокий спрос. Если спрос будет снижаться, то соответственно будут снижаться цены», – пояснила г-жа Ломидзе.

Касаясь прогноза по ценам на туры на следующий год и на осень-зиму, Майя Ломидзе отметила, что это «исключительно конъюнктурная история» в виду инфляции и существенного роста себестоимости турпродукта. 

«Есть ещё и вопрос спроса. Чем выше спрос, тем выше цены – это закон рынка», –резюмировала исполнительный директор АТОР.

Елена Мягкова

 
 

ВНИМАНИЕ:

Подпишитесь на канал АТОР в Telegram или на канал в Яндекс.Дзен 

Также можно читать новости АТОР в "ВКонтакте или в "Одноклассниках"

Для турагентов: бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".

Подпишитесь на рассылку АТОР