Власти Таджикистана рассчитывают, что в 2024 году в страну приедет около полумиллиона россиян. Однако это лишь цифры общего выездного потока, доля настоящих туристов в котором сейчас минимальна. Туроператоры рассказали, что требуется этому направлению в первую очередь для привлечения классических туристов из России.
В 2024 Г. В ТАДЖИКИСТАНЕ ЖДУТ 500 ТЫС. РОССИЙСКИХ ТУРИСТОВ
О возобновлении активных туристических связей между Россией и Таджикистаном вновь заговорили в этом году на самом высоком уровне. Так, в марте 2023 года Россия и Таджикистан подписали «дорожную карту» по развитию туризма.
Согласно документу, обе стороны готовы работать над «повышением ритмичности перевозок и увеличением числа доступных аэропортов для организации вылетов». А к 2024 г. годовой турпоток из России в Таджикистан должен достигнуть 500 тыс. человек.
Как отметил замминистра экономического развития РФ Дмитрий Вольвач на недавно прошедшем в Хороге форуме «Памираинвест-2023», с 2019 г. взаимный турпоток между странами значительно вырос, и «количество поездок наших туристов в Таджикистан возросло более чем в 3 раза».
СКОЛЬКО ТУРИСТОВ ЕДЕТ В ТАДЖИКИСТАН В РЕАЛЬНОСТИ
Подсчитать реальное количество именно туристов из России, которые едут в Таджикистан, достаточно непросто. Так, в 2022 г. со всеми целями визита в Таджикистан из РФ вылетело 306 174 человек, а за полгода 2023 г. – 163 170 человек. Какая-то часть этих людей чисто теоретически могут быть и потенциальными туристами, но совершенно очевидно, что львиная доля этого количества – не туристические, а частные визиты россиян (в т.ч. визиты на родину самих таджиков с российским гражданством).
Если опираться на данные Погранслужбы ФСБ РФ с разбивкой по целям визита, то количество граждан РФ, указавших своей целью «туризм» при поездке в Таджикистан в 2019 г., составило всего 9837, а в «ковидные» 2020 и 2021 гг. – по 1213 и 2902 туриста соответственно. Потом начался заметный рост – в 2022 г. – 24 335 человек выехали в Таджикистан с туристическими целями, а за первые 2 квартала 2023 г. – 9667 человек.
Несмотря на то, что сама методика определения цели поездки по безвизовым направления у Погранслужбы остается не вполне понятной, эксперты туррынка склонны считать, что в данном случае указанные выше цифры пограничников действительно гораздо более адекватно отражают именно туристическую реальность, чем «общие» показатели выезда из РФ в Таджикистан (со всеми целями визита).
Кроме того, отмечают эксперты, настоящие туристы из России часто въезжают в эту страну не напрямую (т.е. не могут попасть в статистику Погранслужбы по Таджикистану), а через Узбекистан. Недаром множество узбекистанских туроператоров предлагают тур по своей стране плюс 1-2 дня в Таджикистане с посещением Душанбе. Нередко схожий маршрут выбирают и самостоятельные туристы.
В целом, можно считать, что общее количество россиян, въезжающих в Таджикистан с классическими туристическими целями (отдых, культурно-познавательный туризм, горные походы, альпинизм и пр.) сейчас не может быть больше 6-8% от общего выездного потока в эту страну из РФ, т.е. тысячи человек. Доля же организованного туризма – минимальна.
ПОЧЕМУ ТУРОПЕРАТОРЫ МАЛО РАБОТАЮТ С ТАДЖИКИСТАНОМ
Декларации и совместные инициативы в этом году – не первая попытка развить туристические взаимоотношения между Россией и Таджикистаном. Так, еще в начале 2019 г. туристические возможности этой страны были представлены российским партнерам.
Основные проблемы для роста турпотока в Таджикистан, которые участники рынка обозначали до пандемии: недостаток информации о стране в России, высокие цены на авиаперелеты (до 400 долларов на человека) и на турпакеты, а также отсутствие полностью сформированных и обкатанных турпродуктов, которые были бы понятны туристам.
К сожалению, как констатируют опрошенные эксперты рынка, практически все из перечисленных проблем остаются актуальными и сегодня. Возможно, немного лучше стало только с авиабилетами – география рейсов расширилась, частота увеличилась. Но их стоимость начинается сейчас в среднем от 20 тыс. руб. на человека в одну сторону (т.е. при курсе около 100 руб. за доллар, как это было недавно, цены тоже, получается, не изменились).
«У нас нет сейчас туров в Таджикистан. В Средней Азии нашим туристам интересны Узбекистан, Киргизия, Казахстан. Таджикистан проигрывает всем им по известности и достопримечательностям», – уверен Сергей Ромашкин, вице-президент АТОР и генеральный директор туроператора «Дельфин».
О том, что они не работают с Таджикистаном и не планируют работать в ближайшее время, «Вестнику АТОР» рассказали и многие другие крупные туроператоры.
Те же, кто включает в свой ассортимент экскурсионные туры в эту страну, сталкиваются с трудностями.
«Есть большая проблема с переводом оплаты за туры в Таджикистан, несколько раз платежи возвращались, поэтому мы работаем с этим направлением через посредников в Средней Азии», – говорит Анна Филатовская, директор департамента рекламы и пиар туроператора «Русский экспресс».
Кстати, основной турпродукт по Таджикистану, который представлен в компании, это преимущественно комбинированные программы с Узбекистаном. Предложение делает именно узбекский партнер, а туры получаются достаточно дорогими.
ПОВЫСИТЬ ИНТЕРЕС К ТАДЖИКИСТАНУ В РОССИИ МОЖЕТ ТОЛЬКО АКТИВНАЯ КАМПАНИЯ ПО ПРОДВИЖЕНИЮ СТРАНЫ
Впрочем, потенциал у Таджикистана в России есть. Даже сейчас, помимо экскурсионных туров, в «Русском экспрессе» есть заказы на проживание в отелях в Душанбе, куда наши соотечественники прилетают, чтобы пройти собеседование в американском посольстве, и запросы на санаторное лечение. Другое дело, что и эти запросы все же очень редки.
«Особой заинтересованности у наших туристов в таджикистанском направлении нет, как нет у туристов, собственно, и понимания, чем именно интересна эта страна», – подчеркивает г-жа Филатовская.
Эксперт отмечает, что сложившуюся ситуацию может изменить только реальная заинтересованность руководства Таджикистана в привлечении российских туристов, которая должна выражаться на практике и в соответствующих вложениях в инфраструктуру и развитие туризма (как, например, это делают в соседнем Узбекистане), и обязательно – в старте кампании по рекламе и комплексному продвижению Таджикистана на российском рынке.
Будут ли такие усилия предприняты на деле, и действительно ли Таджикистан ждет рост настоящего турпотока из РФ (а не просто увеличение количества нетуристических поездок), покажет время.
Ольга Пегасова
Фото: piqsels.com