Роль транспорта в истории туризма настолько велика, что он и сам становится объектом притяжения интереса путешественников. Недавно мы рассказали, какие аэропорты превратились в музеи. Сегодня расскажем о действующих вокзалах, куда можно сходить на экскурсию и где записать объявление о прибытии или отправлении поезда.
В ВЕЛИКОБРИТАНИИ НА ВОКЗАЛЕ МОЖНО ЗАПИСАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ ДЛЯ ГРОМКОЙ СВЯЗИ
Пожалуй, лидер по «обожанию» собственной железнодорожной инфраструктуры – Великобритания. Некогда законодательница железнодорожной моды, эта страна почитает свои вокзалы и локомотивы, ставшие неотъемлемой частью культуры. Их истории отражаются в кинематографе и литературе, упоминаются в музыкальных произведениях и даже легли в основу популярного детского мультика.
В Великобритании экскурсии на вокзалы довольно популярны.
«Цель тура – открыть не только историю Центрального вокзала Глазго, но и связать ее с великой историей города и его жителей. Центральный вокзал Глазго — это гораздо больше, чем просто транспортный узел для пассажиров. Для миллионов он стал местом встречи и начала бесчисленных романов, перекрестком исторических событий», – рекламируют свой тур на центральный вокзал города экскурсионная компания из Глазго, обещая, что гиды буквально «переместят туристов во времени».
Довольно известная в узких кругах ценителей подобного времяпрепровождения туристическая компания из Лондона приглашает на экскурсии по главным железнодорожным станциям столицы.
Прогулка с гидом на вокзале Паддингтон, который авторы тура называют «великой конечной станцией Западной железной дороги», доступна для групп до 4 человек и стоит 350 фунтов (40,6 тыс. рублей).
Приглашают туристов и в «закулисье» станции Ливерпуль-стрит, напоминая, что она настолько знаменита, что попала даже в британскую версию «Монополии». Такой тур удобен, поскольку сам вокзал находится в двух шагах от знаковых достопримечательностей Лондона.
Экскурсия по вокзалу Ливерпуль-Стрит для группы до 4 человек обойдется в 120 фунтов (14 тыс. рублей).
Дороже будет стоить тур с гидом по Ватерлоо — крупнейшей и одной из самых загруженных железнодорожных станций Великобритании. За 240 фунтов (28 тыс. рублей) познакомиться с ее архитектурой и историей смогут 4 человека. Кроме того, на Ватерлоо и вокзале Юстон у туристов есть возможность записать объявление об отправке или прибытии поезда, которое будет транслироваться по громкой связи.
ЭКСКУРСИЯ НА ВТОРОЙ ПО ЗАГРУЖЕННОСТИ ВОКЗАЛ МИРА
За 15 евро с человека можно присоединиться к экскурсии по второму по загруженности в мире (как позиционируют его французские источники) Северному вокзалу Парижа (Gare du Nord). Вокзал внесен в список исторических памятников с 15 января 1975 года. Гид обещает рассказать, какую историю вокзал сыграл в жизни района. Хотя, объективно говоря, история эта вовсе не является образцом достижения социального благополучия.
В туре с посещением соседнего Восточного вокзала (Gare de l'Est,), который некогда именовался Страсбургским, гид обещает рассказать секрет, зачем две крупные станции построили так близко друг от друга.
Можно прогуляться и по много более благополучному вокзалу Сен-Лазар (Saint-Lazare), построенному в 1837 году. Гид обещает знакомство не только с самой станцией, но и окрестными улицами и соборами.
Стоимость каждого тура – 15 евро (1500 рублей) за человека, группы от 15 до 20 человек, экскурсии доступны ежедневно, продолжительность – 2 часа.
САХАРНЫЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ И ВОКЗАЛ ДЛЯ ПОКОЙНИКОВ
Хотя США, в отличии от Великобритании и Франции, не могут похвастаться столь же богатой железнодорожной историей, познакомиться с устройством вокзалов можно и там. Например, в рамках экскурсии по вокзалу Чикаго Union Station. Единственной в почти трехмиллионном городе, которая обслуживает пригородные поезда Amtrak и Metra.
«Взгляните на тщательно продуманные детали этой исторической достопримечательности, в том числе на потрясающий Большой зал, который недавно был восстановлен в своем первоначальном великолепии 1925 года», – призывает рекламный проспект.
Стоимость часовой экскурсии – 15 долларов США.
Если хочется железнодорожной экзотики, то можно присоединиться к трехчасовому туру по новому и старому железнодорожным вокзалам Тайчжуна (Тайвань, Китай). Экскурсии проводятся на китайском, английском и японском языках.
Первый деревянный вокзал на этом месте был построен в 1905 году. Некогда здесь проходила ныне несуществующая узкоколейная линия Чжун-Чжо так называемой «Тайваньской сахарной железной дороги»: по ней (а точнее, по сети таких дорог), перевозили от места сбора к местам переработки сахарный тростник.
Намного более специфическая (и жутковатая) история у Центрального вокзала Сиднея в Австралии. Последние 164 года он принимает и отправляет живых людей. Однако ранее служил конечной станцией для умерших, поскольку рядом располагалось кладбище. Первая железнодорожная платформа здесь появилась в 1831 году.
Экскурсия по Центральному вокзалу Сиднея завершается утренним чаем в местном кафе Eternity. Билеты стоят от 80 долларов США (8000 рублей). Узнавать расписание туров нужно заранее – они не регулярные и не проводятся в дождь.
НА КАКИЕ ВОКЗАЛЫ В РОССИИ ЕСТЬ ЭКСКУРСИИ
Отечественные туристические компании тоже готовы познакомить любопытных туристов с историей российских железных дорог. Например, «РЖД Тур» предлагает полуторачасовая прогулку по роскошным залам Витебского вокзала в Санкт-Петербурге.
Участники тура посетят скрытые для обычных пассажиров Великокняжеские покои, узнают, почему для мужчин и женщин делали двери разной высоты, поднимутся на часовую башню вокзала.
«Именно от перрона Витебского вокзала отправился первый поезд с паровозом «Проворный» во главе, пассажиром которого был император Николай I. Интерьеры вокзала начала XX века приковывают взгляд пассажиров. Это настоящий музей в центре одного из самых прекрасных городов мира», – напоминают составители программы.
Стоимость экскурсии – от 1250 руб. на человека, туры проходят по субботам.
В Северной столице доступны также туры с гидом по вокзалу Московскому. Казалось бы, кто из любителей путешествовать в России не был на Московском вокзале!?
Но все не так просто. Одно дело – пробежаться по его залам в качестве простого пассажира. И совсем другие – погрузиться в историю и узнать, с какими сложностями пришлось столкнуться инженерам при строительстве первой в стране магистральной железной дороги, и как она прогрессировала до того, как стала высокоскоростной. Экскурсантов ждет посещение подземного уровня вокзала и осмотр интерьеров разных эпох: времен Николая I, Сталина, Брежнева.
Экскурсия доступна по запросу, стоимость – также от 1250 руб. на человека.
В Москве любители архитектуры и поклонники достижений инженерной мысли могут попасть экскурсию по Киевскому вокзалу также с посещение часовой башни и смотровой площадки.
«Это не только одно из самых прекрасных транспортных сооружений в России, но и шедевр инженерной мысли. Его масштаб завораживает», – утверждают в «РЖД Тур».
В рамках полуторачасовой экскурсии туристы посетят смотровую площадку Киевского вокзала, увидят вблизи работу швейцарских механических башенных часов и полюбуются Москвой с необычного ракурса.
Экскурсия проводится раз в месяц и стоит от 1500 руб. на человека.
Истории здания Казанского вокзала в Москве, построенного по проекту архитектора Щусева в 1913–1940 годы, посвящена отдельная экскурсия того же туроператора.
«Мы поговорим о связи здания вокзала с архитектурой кольцевой станции метро «Комсомольская» и оценим интерьеры Казанского вокзала, которые по-прежнему поражают. В том числе нам предстоит изучить и те помещения, в которые обычные пассажиры попасть не могут». – обещает сайт «РЖД Тур».
В ходе экскурсии москвичам и гостям столицы покажут VIP-зал, перроны и, конечно же, смотровую в главной башне вокзала (архитектурно она – собирательный образ башни Казанского кремля Сююмбике и башен Московского Кремля), откуда открывается прекрасный вид на Комсомольскую площадь Москвы.
Экскурсия стоит от 1200 руб. на человека, но проводится всего несколько раз в год, поэтому лучше спланировать посещение (записаться на нее) заранее.
Присоединяйтесь к нам в телеграм-канале и рассказывайте: какой вокзал России вы хотели бы осмотреть? А может быть, уже были на подобных экскурсиях?
Екатерина Тропова
Фото: «РЖД Тур», зарубежные туроператоры