В рамках Петербургского туристического форума Travel Hub.Путешествуй! прошло заседание рабочей группы, где обсудили вопросы развития межрегионального проекта «Серебряное ожерелье». Изменения будут: появятся проектный офис и Положение о выборе столице Серебряного ожерелья. Обсуждается ребрендинг.
В сентябре 2023 года по итогам проведения заседания Совета при полномочном представителе Президента РФ в СЗФО о развитии туризма в регионах Северо-Запада России были разработаны конкретные меры по развитию и реализации историко-культурного и туристического проекта «Серебряное ожерелье России», который объединяет все 11 субъектов федерального округа.
В среду, 13 декабря, на площадке Петербургского туристического форума Travel Hub.Путешествуй! состоялось очередное заседание рабочей группы проекта «Серебряное ожерелье России», в рамках которого были подведены итоги исполнения протокольных решений, принятых в сентябре. Участие в мероприятие приняла исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе.
Заместитель полномочного представителя Президента РФ в СЗФО Любовь Совершаева отметила важность участия субъектов округа в международной выставке «Россия», которая проходит в Москве. По ее мнению, благодаря межрегиональному взаимодействию, регионы Северо-Запада на всероссийском смотре достижений «выглядят очень достойно».
Так, квест по «Серебряному ожерелью России», в ходе которого участники посещают стенды всех 11 регионов, стал самым популярным межрегиональным мероприятием на выставке. Только за первый месяц работы выставки квест по «Серебряному ожерелью России» прошло свыше 6,5 тыс.человек. Особенно этот интерактивный проект популярен у детской и юношеской аудитории.
ПРОЕКТУ НУЖНЫ МУНИЦИПАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ И КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ ГИДЫ
Развитие и продвижение туристического потенциала регионов СЗФО во многом зависит от позиции муниципалитетов. Регионам нужно активнее внедрять муниципальные стандарты. Как это работает в Заполярье, рассказал председатель комитета по туризму Мурманской области Александр Елисеев. Все муниципалитеты, в зависимости от их интеграции в туризм, разделили на 4 группы, и каждое из МО получило свою «дорожную карту», в которой были учтены такие составляющие как кадры, сервисы, маркетинг и событийный календарь. Также была запущена программа муниципального турликбеза, в рамках которой МО обмениваются успешными практиками. Наконец, рейтинг всех муниципалитетов «привязали» к региональному турпорталу Мурманской области.
Кадровый вопрос является одним из ключевых для развития проекта «Серебряное ожерелье России». Профессиональных гидов, в том числе, и гидов-переводчиков, очень не хватает. О том, как идет подготовка таких специалистов, рассказала исполняющий обязанности генерального директора, АНО «Центр компетенций в сфере туризма и гостеприимства» Елена Васильева. Эта организация появилась в 2022 году и к настоящему моменту подготовлено 1500 гидов, в том числе, 300 гидов-переводчиков. Однако квота по проекту «Серебряное ожерелье» составила всего 25 человек, что для такого масштабного межрегионального бренда является скромным показателем.
Председатель комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Сергей Корнеев предложил разработать в 2024 году образовательную программу для специалистов и руководителей муниципалитетов с целью повышения их квалификации и переподготовки на базе АНО «Центр компетенций в сфере туризма и гостеприимства».
ПРИШЛО ВРЕМЯ РЕБРЕНДИНГА
Проект «Серебряное ожерелье» существует 11 лет, и, как отметила Любовь Совершаева, за это время технологии ушли далеко вперед и «пришло время ребрендинга».
«Узнаваемость и восприятие бренда «Серебряное ожерелье» должны быть современными», – подчеркнула она.
С предложениями о том, как «осовременить» бренд «Серебряное ожерелье», выступила заместитель начальника отдела координации АНО «Диалог» Полина Смирнова. Как показало исследование, многие туристы ассоциируют логотип межрегионального проекта с кондитерской промышленностью.
Эксперты АНО «Диалог» разработали новую визуальную концепцию проекта «Серебряное ожерелье России», в том числе, с привязкой к региональным памятникам, достопримечательностям и даже животным. Так, ласка может стать маскотом – официальным персонажем-талисманом «Серебряного ожерелья». Впрочем, новые визуальные образы нуждаются в доработке, и у регионов есть возможность поучаствовать в этом процессе.
На заседании рабочей группы был рассмотрен вопрос о выборе столицы Серебряного ожерелья. Такой статус каждый год присваивается одному из городов Северо-Запада. Первой столицей проекта была Старая Ладога, в этом году ей стал город Сольвычегодск в Архангельской области. Это событие стало одним из драйверов для туристической отрасли всего Поморья.
СТАТУС СТОЛИЦЫ СЕРЕБРЯНОГО ОЖЕРЕЛЬЯ КАК ДРАЙВЕР ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
Как сообщила министр туризма Архангельской области Оксана Светлова, турпоток в Котлас (через него можно попасть в Сольвычегодск) в сравнении с 2022 годом увеличился в 2,4 раза. Если в прошлом году в этом городе на юге Архангельской области побывало 9,2 тыс. туристов, то в 2023 г. – уже 22 тыс. человек.
Благодаря статусу столицы «Серебряного ожерелья» в Сольвычегодск поехали туристы, улучшилось транспортное сообщение (появились рейсы из Петербурга в Котлас), начался ремонт муниципальных и региональных дорог, стартовала модернизация одного из санаториев. Летом в Сольвычегодске состоялся фестиваль «Сольфест», который посетило 6 тыс. человек. Принято решение, что это мероприятие будет ежегодным.
Важен и внутрирегиональный эффект: многие маленькие и небольшие городки Приморья, увидев пользу от туризма, стали инициировать свои программы и мастер-планы.
«Идет разработка межрегионального туристического маршрута между Карелией, Соловками и Архангельском. Ведется работа над мастер-планом «Русский Север». Опыт столицы Серебряного ожерелья дал колоссальный мультипликаторный эффект для региона и для всей туристической отрасли», – резюмировала Оксана Светлова.
СТОЛИЦУ СЕРЕБРЯНОГО ОЖЕРЕЛЬЯ-2024 ОБЪЯВЯТ В МАРТЕ 2024 ГОДА
Столицу Серебряного ожерелья-2024 официально объявят в марте следующего года на выставке «Россия». В ближайшее время будет утверждено Положение о выборе столице Серебряного ожерелья. На этот статус не может претендовать столица региона СЗФО. Среди основных требований к городам-кандидатам – наличие уникальной истории, уже существующее яркое событийное мероприятие, готовая инфраструктура для комфортного размещения гостей. Также важна транспортная связь с другими туристическими центрами СЗФО.
Претендующий на получение статуса столицы Серебряного ожерелья регион СЗФО должен быть готов взять на себя обязательства в части развития и продвижения туристического потенциала этого населенного пункта, включая участие в туристических выставках и улучшение транспортной инфраструктуры.
«Это не просто декларация, это обязательство региона, которое он берет на себя, в том числе, в рамках взаимодействия и с федеральным центром, турбизнесом», – подчеркнул Сергей Корнеев.
Исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе предложила провести следующее заседание рабочей группы проекта «Серебряное ожерелье России» совместно с Минэкономразвития РФ в марте 2024 года. По ее мнению, такой формат позволит обсудить более масштабные интегрирования бренда «Серебряное ожерелье» в продвижение нацпроекта «Туризм и гостеприимство», а также в программы продвижения под эгидой Минэка.
Предложение было поддержано Любовью Совершаевой. Заместитель полномочного представителя Президента РФ в СЗФО также добавила, что межрегиональному проекту «не хватает проектного офиса, чтобы аккумулировать все идеи», но скоро такая структура появится. Этот вопрос практически решен.
Майя Ломидзе также назвала беспрецедентным межрегиональное взаимодействие в рамках проекта «Серебряное ожерелье России».
«Было правильно поделиться этим опытом на уровне все федеральных округов», – отметила она.
Елена Мягкова
Фото: АТОР