В Минтрансе предложили вернуть возможность продажи авиакомпаниями невозвратных тарифов. В ведомстве ждут снижения цен на авиаперевозку.
Как стало известно газете «Ведомости», Минтранс РФ внес предложение разрешить российским перевозчикам продавать так называемые невозвратные тарифы. Законопроект уже обсуждался с Минэкономразвития и Минздравсоцразвития, Роспотребнадзором и авиакомпаниями. В Минтрансе ожидают, что поправки будут приняты уже к концу этого года.
«Применение невозвратных тарифов позволяет авиакомпаниям продавать значительное количество мест даже на самые востребованные направления и даты по сниженным ценам», - сообщается в пояснительной записке к законопроекту. В документе также поясняется, что такие билеты «покупают социально незащищенные слои населения», при этом нивелируется риск, что пассажир откажется от перевозки и авиакомпания понесет убытки. Сейчас возвращается около 8% билетов, и экономия российских авиакомпаний может составить примерно 23 млрд рублей в год.
Юристы отмечают, что закон получился жестким: возврат полной стоимости билета возможен лишь в случае серьезных проблем авиапассажира, например, тяжелого заболевания, которые нужно доказывать документально. Но сами по себе невозвратные билеты, по словам юристов, не противоречат ни Гражданскому кодексу, ни закону о защите прав потребителей.
В свое время о необходимости появления в России невозвратных тарифов говорило руководство обанкротившейся компании «Авианова». Этот перевозчик специализировался на сегменте лоу-кост, развитие которого, по мнению самих авиакомпаний, в России затруднено из-за отсутствия невозвратных тарифов.
Тем не менее, эксперты не ожидают появления в России новых лоукостеров: для этого невозвратных билетов не достаточно. Однако распродажа части мест по наиболее низким тарифам возможна. «Большинство рейсов российских перевозчиков летает заполненными не более чем на 80%. Таким образом, невозвратные тарифы позволили бы распродавать остатки по выгодным ценам. Поэтому, по моему мнению, целесообразней говорить о квоте лоу-кост тарифов на регулярных рейсах, а не лоукостерах как таковых», - говорит руководитель комитета по транспорту АТОР Дмитрий Горин.
За границей уже давно никого не удивишь лоу-кост тарифами, напоминают эксперты. Нередко, например, в Германию можно улететь за две тысячи рублей, а в Нью-Йорк – за 10-12 тысяч. Правда, нередко такие билеты раскупаются теми пассажирами, которые в последствие никуда не летят. «Людей, которые купили дешевые билеты «в порыве», около 30-40%», - говорит Дмитрий Горин.
В России невозвратные билеты запрещены с 2008 года, что, по мнению представителей отрасли, ставит отечественных перевозчиков в неравное положение по сравнению с иностранными. Поэтому и акции типа $99 за билет у наших авиакомпаний не встречается: велик риск лететь с пустующими местами.
Между тем, российские туристы давно привыкли к возможности вернуть билет в любой момент и получить за него, пусть и не всю, но большую сумму возврата. Нередко наши сограждане спорят и с зарубежными перевозчиками за право получить свои деньги при ранней оплате стоимости билета. Суды в таких спорах обычно становятся на сторону авиакомпании, которая всегда прописывает условия возврата того или иного тарифа. «Нашим пассажирам теперь придется очень внимательно читать все условия по тарифу при покупке билета. Чаще всего невозвратными являются только очень дешевые билеты, поэтому на этот сегмент нужно обращать особое внимание», - предупреждает Дмитрий Горин.