В конце октября петербургские туроператоры получили письмо от авиакомпании «Россия». В нем сообщалось о том, что с 17 ноября повышается стоимость мест в блоке по дальнемагистральным направлениям. Дороже всего стали Эмираты и Бангкок. Цена блочного места на этом направлении поднялась более чем на $200. Цена на Пхукет выросла на $145.
Блоки мест на «России» держат TEZ Tour, «Солвекс Турне», «Нева», «Верса». В «Солвекс Турне» сообщили, что из-за повышения тарифов перевозка на «России» в Дубай будет прекращена. Последний рейс на борту этой авиакомпании будет выполнен 13 ноября. После этого полетная программа в Дубай будет совершаться на «Норд Стар» и Emirates. Дополнительные сборы по оплаченным турам взиматься не будут, стоимость остальных туров будет пересчитываться. «Сейчас низкий сезон, поэтому нам придется продавать туры ниже себестоимости», - отметила заместитель гендиректора по авиаперевозкам «Солвекс Турне» Римма Бутакова.
По другим направлениям, в частности, Таиланду переиграть планы уже не так просто. Продажи идут хорошо, туристов много, поэтому экстренно найти места у других перевозчиков практически невозможно. В «Солвекс Турне» сообщили, что оставили перевозку на подорожавших рейсах «России». В других туркомпаниях частично пересели на «Трансаэро» и «Норд Стар», а частоту перевозки на рейсах ГТК «Россия» сократили.
В письме, разосланном туроператорам, сообщается, что повышение цен на авиаперевозку имеет законные и материальные основания: «В связи с постоянным ростом стоимости топлива, руководствуясь п. 3.7 Договора на оказание услуг по авиаперевозке пассажиров…». Действительно, в договоре операторов с авиакомпанией есть такой пункт. Этот договор был разослан операторам перед сезоном, а они его подписали. Проблема лишь в том, что сама ГТК «Россия» договор не подписала. Авиакомпания выставляла операторам счета и предлагала оплачивать депозит. В свою очередь, операторы счета оплачивали, но депозит не вносили, т.к. договор так и не был подписан авиакомпанией.
Подписанный авиакомпанией договор был прислан операторам уже с повышенными тарифами в 20-х числах октября. До начала ноября туроператоры пытались договориться с авиакомпанией о разумных тарифах, но, очевидно, сделать это так и не удалось. В результате, в разгар продаж на зимний сезон операторам пришлось срочно переписывать ценники и нести убытки.
Стоит отметить, что в письме предусматривается возможность туркомпании отказаться от перевозки с ГТК «Россия». «Прошу информировать о Вашем решении по выполнению указанной программы на предложенных условиях не позднее 26 октября 2012 года», - говорится в письме. Но ситуация сложилась практически безвыходная: перевозка на бортах этой авиакомпании планировалась по самым массовым зимним направлениям, а значит, борта для всего объема предполагаемого турпотока в ноябре найти непросто.
Формально – довольно сложно придраться к сложившейся ситуации: в договоре повышение цены предусмотрено, договор подписан (правда, односторонне), авиакомпания оповестила своих партнеров заранее. Но в реальности вновь нанесен серьезный удар по имиджу отрасли, поскольку для туристов опять виноватым во всем оказался туроператор, который либо меняет перевозчика, либо просит доплату за уже оплаченный рейс.