Обсуждаемая последнее время идея о введении в России невозвратных тарифов авиабилетов, похоже, обретает документальное закрепление. Недавно Минтранс передал в правительство согласованный вариант закона, вводящий соответствующее положение в Воздушный кодекс РФ.
Напомним, что согласно действующему законодательству, сейчас российские авиакомпании обязаны возвращать пассажиру деньги за билет даже в том случае, если он отказался от перелета за сутки до рейса. При позднем возврате перевозчик вправе удержать из стоимости билета часть оплаченных средств (максимальная сумма удержания составляет около 50 евро). Теоретически невозвратными являются билеты на чартерные рейсы, однако в случае обращения в суд, турист может отстоять право вернуть свои деньги и за этот вид перевозки.
Минтранс уже передал в правительство законопроект, предусматривающий внесение поправок в статьи 107 и 108 Воздушного Кодекса. В проекте предполагается, что деньги за билет по невозвратному тарифу будет возвращены только в случае болезни пассажира, либо болезни или смерти члена его семьи, следующего с ним, либо в связи с задержкой рейса. При этом если компания не захочет везти опасно ведущего себя пассажира (дебошира), деньги ему отдадут, только если он купил билет по возвратному тарифу. «Введение невозвратных тарифов позволит снизить стоимость билетов, увеличить пассажирооборот и подвижность населения», - отметили в Минтрансе.
Напомним, что ранее гендиректор компании «Аэрофлот» Виталий Савельев называл необходимость введения невозвратных тарифов в качестве одного из условий появления на российском авиарынке сегмента лоу-кост перевозок. В случае принятия этой и ряда других поправок, «Аэрофлот» планирует создать такую авиакомпанию на базе собственного флота.
В Минтрансе считают, что необходимость возвращать деньги не явившимся пассажирам приносит большие убытки авиакомпаниям, которые затем закладываются в стоимость авиабилетов. Так, в 2010 году суммарная выручка по перевозке регулярными рейсами ведущими авиакомпаниями России составила 284 млрд рублей, а потери от отказов составили 22,7 млрд рублей. По данным ведомства, ежегодно возвращается около 8% билетов. «Если прибавить к этой цифре количество пассажиров, которые не явились на рейс, то количество возвратов достигает около 15%», - говорит руководитель Комитета по транспорту АТОР Дмитрий Горин.
Стоит отметить, что издержки авиакомпаний – не единственный невыигрышный фактор российских перевозчиков перед иностранными авиакомпаниями. «Зарубежные перевозчики постоянно проводят промо-акции по раннему бронированию. При условии покупки билета за несколько месяцев до рейса, можно купить его по очень низкой цене. В результате, авиакомпания обеспечивает себе необходимый прогноз по прибыли и загрузке рейсов, а покупатели получают возможность приобрести недорогую перевозку. В случае отказа пассажира от билета или его неявки на рейс авиакомпания не теряет прибыль», - пояснил замдиректора компании «ВИП Сервис» Александр Морозов. Он уверен, что с появлением невозвратных тарифов подобные акции появятся и у российских перевозчиков.
Возможность купить билет по акции будет наиболее существенным преимуществом для авиапассажиров, считают эксперты. Скорее всего, глобального снижения цен при введении невозвратных тарифов не произойдет. «Невозвратные тарифы могут устанавливаться на часть кресел. Остальные билеты будут продаваться по прежним условиям и более высокой цене. Я бы не советовал ждать серьезного снижения цен на авиабилеты российских авиакомпаний, но определенные кресла на некоторых рейсах могут подешеветь при условии невозвратности билета», - отмечает Дмитрий Горин.
26.04.2013