Четвертый Всероссийский Съезд Туристских Объединений состоялся 15 марта в рамках деловой программы выставки “Интурмаркет-2015”. Темой съезда была «Роль туристских объединений в поддержке операторского и агентского бизнеса и восстановлении доверия потребителей». Участие в съезде подтвердили представители 15 региональных организаций с Камчатки, ХМАО, Республики Алтай, Новосибирской, Калининградской, Свердловской, Архангельской, Мурманской, Пермской, Кемеровской областей и ряда других регионов, а также Ассоциации малых туристских городов России.
Организаторы съезда решили в этом году заседание не регламентировать, поскольку 2014 год выдался крайне непростым для всего туристического бизнеса, и каждый из участников хотел не только рассказать о своем опыте восстановления доверия туристов, но и предложить свою характеристику происходящим событиям в туриндустрии. Отсутствие регламентов позволило живо и эмоционально обсуждать проблемы, делиться опытом и искать пути выхода из кризиса.
Дотянуться до звезд
В «КузбассТурИндустрии» (Кемеровская обл.) ставку сделали на качество обслуживания и высокий уровень предоставляемых услуг. Для определения контроля качества была разработана система аттестации деятельности туркомпаний по шкале от одной до пяти «звезд». «При определении уровня сервиса наших турфирм мы решили позаимствовать систему классификации у отельеров, - рассказала Ирина Лисина, генеральный директор «КузбассТурИндустрии». – Что интересно, те компании, что получили 3 звезды – не расстроились и не вышли из объединения. Наоборот, они решили подтянуться до уровня тех, которым присвоили все 5 звезд». Чтобы получить все пять звезд, компания должна соответствовать целому ряду критериев: наличие агентства в реестре турагентств Кемеровской области, «долголетие» на рынке юридического лица, прохождение сертификации в местной отраслевой ассоциации и др.
Госпожа Лисина пояснила, что «звезду» за нахождение в местном реестре дают для того, чтобы отметить компании, зарегистрированных и работающих в своем регионе, выделив их среди компаний, зарегистрированных в соседних областях и не приносящих дохода бюджету Кемеровской области. Присутствующие согласились, что такая проблема существует и одобрили такой способ ее решения.
При этом Ирина Лисина отметила, что участники кузбасского рынка вяло отреагировали на инициативу ассоциации. Из 500 зарегистрированных компаний, имеющих право оказывать туруслуги, в реестре находятся всего 50. Даже среди этих пятидесяти компаний не все решили пройти оценку по «звездной» шкале. Однако, сами туристы будут подталкивать представителей бизнеса к этому, уверена Ирина Лисина. Уже сейчас клиенты спрашивают сертификат со «звездами» при обращении в офис турфирмы. О новой системе сертификации туристы узнают из телевизионных программ, где «КузбассТурИндустрия» рассказывает о преимуществах такой классификации, выступая своего рода гарантом туристических агентств.
Закон и порядок
Свою озабоченность законодательной базой в сфере туризма высказал Сергей Зяблицкий, президент Ассоциации туристических организаций Республики Алтай (АТОРА). Регион беспокоит растущее число фактов нелегитимного предпринимательства. Очень много частных предпринимателей не регистрируют компании, игнорируя даже такую простую форму предпринимательства как ИП.
Выступление господина Зяблицкого поддержали калининградские и камчатские коллеги. В эти регионы туристы едут за активными видами отдыха – рафтингом, рыбалкой, охотой, сложными пешеходными маршрутами, зачастую доверяя свою жизнь нелегальным гидам и инструкторам. Статистика несчастных случаев увеличивается каждый год, а система сертификации, обязательной регистрации предпринимательства и ответственности за туристов так и не принята.
Другая проблема, которая волнует всех без исключения представителей отрасли – финансовая ответственность туроператоров перед клиентами и поправки к 17 статье 132-ФЗ. Особенно в преддверии второго чтения документа в Госдуме. Тема законодательства вызвала очень оживленную дискуссию: все понимают, как неоднороден состав участников отрасли и уверены, что требования к компаниям должны учитывать «размер» бизнеса.
Тяжело в учении, легко в бою
Михаил Мальцев, исполнительный директор Уральской Ассоциации туризма (УАТ), рассказал об участии объединения в образовательной деятельности. Ассоциация ведет активную работу со всеми ведущими ВУЗами региона, участвуя в разработке образовательных программ и учебных планов. По его словам, с некоторыми ВУЗами, в которых обучение в сфере туризма непрофильное, взаимоотношения Ассоциации ограничиваются только консультациями. С образовательными учреждениями, в которых готовят менеджеров или управленцев в туристической отрасли, объединение ведет масштабную работу, совместно с преподавателями готовя учебные планы и читая лекции.
Проблема нехватки профессиональных кадров в сфере туризма актуальна в любом регионе, от Москвы до Владивостока. Участники Съезда согласились, что участвовать в обучении будущих работников туриндустрии - дело правильное и благодарное.
В России рады иностранным туристам
Вопрос выдачи виз иностранцам в приграничных территориях сегодня очень актуален, в том числе и в связи с падением курса рубля. Увеличился поток желающих посетить Россию, причем цели у иностранце самые разные – от культурно-познавательных до шоппинга. Но, без сложностей не обходится. Например, Кольский полуостров готов принять иностранных туристов, но для получения въездной визы в Россию норвежскому или шведскому туристу нужно ехать от границы в Осло или Стокгольм, рассказывает Ирина Абозовик, ответственный координатор Кольской Ассоциации туристических предприятий «Гольфстрим». Росту приграничного въездного туризма способствовало бы открытие туристических представительств России за рубежом, новых визовых центров на приграничных территориях и упрощение процедуры выдачи виз иностранным туристам. Привлекательность России как нового недорогого туристического направления подчеркнули все участники съезда и выразили готовность принимать иностранных гостей в любом регионе России.
АТОР ждет предложения
По окончании выступлений и дискуссий было решено подготовить и принять резолюцию Четвертого Всероссийского Съезда Туристских Объединений. Первая часть резолюции будет посвящена вопросам внутреннего туризма: теме безопасности туристов, эффективности предпринимательской деятельности и ее регулирования, законодательной и налоговой базы.
Вторая часть резолюции затронет вопросы въездного туризма: выдачу виз иностранным туристам, подготовку кадров, развитие инфраструктуры и улучшение имиджа России как туристического направления. Все представители общественных организаций, желающие высказать свою точку зрения, в том числе и не принимавшие участия в съезде, могут направить письма в АТОР по адресу ator@atorus.ru c пометкой «Съезд». Мнения всех участников будут учтены при подготовке окончательного варианта резолюции, которая будет направлена в Министерство Культуры РФ, Администрацию Президента РФ и другие ведомства.