Дмитрий Шевченко: «Этим летом туристы бронируют недорогие отели и экономят на экскурсиях»

«Вестник АТОР» побеседовал с генеральным директором ICS Travel Group о ходе летнего сезона, самых популярных летних тенденциях потребительской активности и способах сэкономить, покупая заграничный отдых.

– Дмитрий Петрович, подходит к концу первая половина летнего туристического сезона. Ранее эксперты прогнозировали, что он будет одним из самых непростых в истории российского туризма. Как вы считаете, на данный момент этот прогноз подтверждается?

– Да, прогноз подтверждается. Если говорить о промежуточных итогах, то, в первую очередь, мы имеем существенное сокращение туристического потока выезжающих за рубеж, что связано, безусловно, с экономической ситуацией – девальвацией рубля, общим спадом потребительской активности во всех сегментах, и, конечно же, в том числе и в области туризма. Во-вторых, меняется политическая ситуация. В российских СМИ усилилась тенденция поддерживать внутренние курорты, прежде всего, Крым. Следствием этого является сокращение полетных программ у всех туроператоров.

– Насколько, по вашему, сократится зарубежный турпоток?

– Я считаю, что зарубежный поток по итогам сезона сократится на 30-40%. Вполне возможно, что некоторые страны продемонстрируют даже рост, как например, летний Египет. Но если говорить о ситуации в целом, то поток выезжающих за границу падает. Причем, по некоторым визовым европейским странам можно ожидать еще больших цифр снижения числа туристов по итогам сезона.

– Изменилась ли глубина продаж в сравнении с началом сезона?

– Да, и если в начале сезона еще наблюдалась некоторая глубина продаж, то сейчас, когда все компании находятся в середине сезона, она сократилась. Связано это прежде всего с тем, что турпродукт стал дороже, завершились акции раннего бронирования, туристы опасаются бронироваться на большую глубину.

– Сколько сегодня «весит» средний чек туриста?

– В рублевом эквиваленте средний чек по компании преимущественно не изменился. Однако, учитывая, что тупродукт продается в валюте, то, оценивая чек в долларах или евро, можно говорить о том, что произошло сокращение его примерно на 20%.

– Какими вы видите текущие тенденции изменения потребительской активности? Есть изменения в сравнении с предыдущими годами?

– Действительно, наметились некоторые новые тенденции. Основная из них – значительно выросло число прямых бронирований. Учитывая события прошлого сезона, крах 14-ти туроператорских компаний и общий негативный фон, многие туристы в этом году занимаются самостоятельной организацией своего отдыха, используя для бронирования гостиниц различные системы бронирования.

Еще одна тенденция этого сезона – приобретение недорогих билетов напрямую у ряда авиаперевозчиков. Например, некоторые авиакомпании, такие «Аэрофлот», «Трансаэро», S7, «Уральские авиалинии» поставили в стратегический план своего развития увеличение прямых бронирований от клиентов через свои сайты. Появился новый игрок – «Победа», который пока предлагает низкие тарифы на российский юг, но в дальнейшем будет осваивать и другие, в том числе зарубежные, направления. В этом смысле, конечно же, спрос на приобретение туров через туроператорские компании снижается.

– Какие еще способы сэкономить выбирают туристы этим летом? И какие способы предложили бы вы?

– Туристы предпочитают приобретать минимальные пакеты. Они все больше бронируют недорогие отели с полным пансионом, стали заказывать меньше экскурсий, как заранее, при бронировании туров, так и на месте. Туристы предпочитают эконом-класс, многие переориентировались на отдых в апартаментах и экономят на питании – готовят сами или выбирают недорогие рестораны.

Я обратил бы внимание туристов на выкупленные квоты в отелях у крупных туроператоров. Ведь у большинства игроков, так или иначе, есть свои гарантированные или даже эксклюзивные отели. В течение сезона на те или иные даты туроператоры вынуждены опускать цены на «свои» отели. Уверен, что если отслеживать эти тенденции, то можно сэкономить на стоимости тура.

– Какие направления «провалились»?

– Провальным направлением, в свете последних событий, к сожалению, этим летом можно считать Тунис.

– Какие направления становятся самыми популярными этим летом?

– Традиционные летние направления  ICS  Travel  Group – Кипр, Болгария, Италия, Греция, Черногория, Мальта. Отмечу, что это страны не только с комфортным климатом, но и стабильной политической ситуацией.

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР