Новое в туристском законопроекте: турагент будет работать не «от имени», но «по поручению»

«Вестник АТОР» продолжает обзор изменений новой версии поправок в закон об основах туристской деятельности.

Новое в договорах с агентом и с туристом

Одно из ключевых новшеств проекта, размещенного на портале Regulation.Gov – видоизменение формулы «работа турагента от имени и по поручению туроператора». Напомним, что ранее эта поправка живо обсуждалась в туроператорском сообществе, не желающем брать на себя ответственность за деятельность агентских компаний по всей России. В новом проекте поправка сохранилась в усеченном варианте: «Продвижение и реализация туристского продукта осуществляются турагентом на основании договора, заключаемого между туроператором и турагентом. Турагент осуществляет продвижение и реализацию туристского продукта по поручению туроператора». То есть, турагент будет действовать от своего имени, но по поручению туроператора. «Таким образом, договор между агентом и оператором по-прежнему может быть агентским, но оператору придется сформулировать поручение своему агенту», – говорит руководитель Правовой службы АТОР Надежда Ефремова.

Говорить о пользе или вреде применения этой нормы пока рано. «Не исключено, что предлагаемая норма будет носить формальный характер, а поручения будут формулироваться в общем виде», – полагает Надежда Ефремова.

Изменения коснутся и договора с туристом. Согласно предлагаемым поправкам, типовые формы договора о реализации туристского продукта (его заключает оператор или агент с туристом) будут утверждаться уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Кроме того, законопроектом предусмотрены новые существенные условия, которые обязательно должны быть отражены в договоре. Помимо сведений о туроператоре и организациях, предоставивших ему финансовое обеспечение (а по новому закону, их у оператора может быть несколько), их адресов и контактов, в договоре должны указываться сроки и порядок обращения за возмещением реального ущерба в «Турпомощь» (в объединении пока отсутствуют регламенты на эту тему), условия выдачи авиабилетов и ваучеров на размещение.

Интересно, что понятия «ваучер» нет ни в одном российском нормативно-правовом документе. В законопроекте ваучером называют «документ о бронировании и получении места в гостинице или ином средстве размещения». При этом, как он должен выглядеть и какую информацию содержать (не секрет, что некоторые туристы, увидев в ваучере свои имя, фамилию и дату рождения начинаю возмущаться, считая, что туроператор незаконно поместил на ваучер их персональные данные), законодатель не указывает.

Еще одно важное нововведение касается множественности договоров: «В случае заключения туристом и (или) иным заказчиком с одним туроператором отдельного договора на оказание услуг по перевозке и отдельного договора на оказание услуг по размещению на одно и то же лицо и на один и тот же период, услуги, оказываемые по таким договорам, приравниваются к услугам, оказываемым при реализации туристского продукта».

«Некоторые компании «разбивали» один турпродукт на два договора для того, чтобы избежать затрат на оформление фингарантии и внесение взносов в фонд «Турпомощи». Если такие компании не исполняли своих обязательств, турист оказывался незащищенным и был вынужден самостоятельно повторно оплачивать неоказанные услуги. Теперь работать таким образом будет невозможно», – поясняет руководитель Правовой службы АТОР.

Более того, теперь «осуществление туроператорской деятельности лицом, сведения о котором отсутствуют в едином федеральном реестре туроператоров, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц – от пяти миллионов до десяти миллионов рублей».

Новое в финансовых гарантиях

Рассматриваемый законопроект предлагает исключить из оснований выплаты финансовой гарантии ненадлежащее исполнение туроператором своих обязательств. То есть, турист может получить компенсацию от страховщика или банка только в том случае, если туроператор вообще не выполнил перед ним свои обязательства.

Еще одно важнейшее нововведение«договор страхования финансовой ответственности туроператора может быть расторгнут». Напомним, что ранее он заключался на год, и не мог быть досрочно расторгнут ни одной из сторон. Объясняя это положение, законопроект отсылает нас к Гражданскому кодексу. Интересно, что при этом банковская гарантия, выданная туроператору, не может быть отозвана до окончания срока действия.

Досрочное расторжение страхового договора позволяет туроператору работать без него 30 дней. «Туроператор не позднее 30 календарных дней со дня досрочного расторжения договора страхования ответственности туроператора обязан представить в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документ, подтверждающий наличие у туроператора финансового обеспечения ответственности туроператора», – говорится в проекте.

Еще 30 дней «льготных каникул» предусмотрено на исключение туроператора из реестра: «В случае, если указанный документ не представлен, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти исключает сведения о туроператоре из реестра не позднее 30 календарных дней со дня, следующего за днем, когда истек срок представления туроператором указанного документа (за исключением туроператоров, указанных в части пятой статьи 4.1 настоящего Федерального закона)».

Размер финансового обеспечения также рассчитывается иначе. Для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего туризма или въездного туризма, он составляет 500 тысяч рублей. Страховку в 10 млн рублей должны получать операторы, у которых показатель количества туристов в сфере выездного туризма за год составляет не более, чем 10 тысяч туристов включительно, а общая цена туристского продукта в сфере выездного туризма за отчетный год составила не более, чем 40 миллионов рублей. Остальные туроператоры получают финансовое обеспечение в размере 3% (на 2016 год), с 2017 года 5% общей цены туристского продукта в сфере выездного туризма за год, предшествующий отчетному, но не менее чем 50 миллионов рублей.

Туроператоры, не осуществлявшие в отчетном году деятельности в сфере выездного туризма, а также юридические лица, намеренные осуществлять туроператорскую деятельность в сфере выездного туризма и ранее не осуществлявшие такой деятельности, должны иметь финансовое обеспечение ответственности туроператора в размере не менее, чем 50 миллионов рублей.

Финансовое обеспечение ответственности туроператора на новый срок должно быть получено туроператором и передано в Ростуризм не позднее сорока пяти дней до дня истечения срока действия текущего финансового обеспечения ответственности туроператора. Напомним, что сейчас этот срок составляет три месяца.

Следует отметить, что «нарушение туроператором установленного законодательством порядка определения размера финансового обеспечения ответственности туроператора при осуществлении туроператорской деятельности, либо непредставление сведений о туроператоре или представление недостоверных сведений в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма для внесения в единый федеральный реестр туроператоров изменений в сведения о туроператоре, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от пятисот тысяч до одного миллиона рублей».

Как указывалось выше, новая версия законопроекта предусматривает лишь одно основание для выплаты финансового обеспечения – неисполнение туроператором своих обязательств в связи с прекращением туроператорской деятельности по причине невозможности исполнения туроператором всех обязательств по договорам о реализации туристского продукта. При этом датой страхового события (случая) считается день, когда туроператор публично заявляет о прекращении туроператорской деятельности по причине невозможности исполнения туроператором всех обязательств по договорам о реализации туристского продукта.

Страховщик не только производит выплаты, но и не позднее 15 календарных дней со дня выплаты страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора или уплаты денежной суммы по банковской гарантии предоставляет «сведения о произведенных выплатах в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в установленном им порядке». Страховщик или гарант также обязан проинформировать уполномоченный федеральный орган исполнительной власти о получении требования туриста о выплате страхового возмещения и наличии оснований для выплаты страхового возмещения (или банковской гарантии).

Страховой тариф по договору страхования ответственности туроператора по-прежнему определяется страховщиком исходя из сроков действия договора страхования и с учетом факторов, влияющих на степень страхового риска.

О других нововведениях законопроекта читайте в следующих выпусках «Вестника АТОР».
 

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР