Фландрия – одно из популярных европейских экскурсионных направлений. О том, как Фландрия будет продвигаться на российском рынке в 2016 году, в интервью «Вестнику АТОР» рассказал Педро Вахе, представитель Visit Flanders в России.
– Г-н Вахе, трагические события в ноябре 2015 года привели к сокращению числа туристов в Париже и Брюсселе. Как Фландрия намерена вернуть туристов? Что предполагается предпринять, в частности, на российском рынке?
– У нас пока нет точной статистики, на основе которой можем однозначно утверждать, что из-за событий в Париже Бельгия в целом и Фландрия в частности потеряли туристов. По оперативной информации Brussels Airlines, массовых аннуляций билетов и существенного спада в индивидуальных бронированиях отмечено не было. Кстати, Россия, в отличие от других стран, например, того же Китая, не выносила официальных рекомендаций для своих граждан не посещать Бельгию.
Конечно, мы отмечаем, что имидж Бельгии, как туристического направления, и особенно Брюсселя, в конце прошлого года пострадал. Так что все заинтересованные турофисы нашей страны совместно со своими партнерами, национальным авиаперевозчиком и скоростными железными дорогами намерены провести маркетинговую кампанию, создав соответствующий видеоролик. Что касается российского рынка, большой маркетинговой активности мы не планируем. Россиян все-таки больше волнуют экономические проблемы, так что мы сохраним свою активность на российском рынке, продвигая направление, в том числе, и в сегменте B2C.
– В этом году прямой перевозки в Бельгию из России стало больше. Добавился рейс из Санкт-Петербурга. Как это сказалось на российском турпотоке?
– Пассажиропоток Brussels Airlines на российском направлении вырос – на конец ноября это был рост в 30% по сравнению с 2014 годом. У нас нет статистики от другого крупного перевозчика – «Аэрофлота», но по данным брюссельского аэропорта, общий прирост пассажиропотока на рейсах из России в Бельгию, независимо от авиакомпании, на конец ноября оценивался в 13,7%.
– Какие интересные тренды сезона относительно российского рынка вы бы отметили? Изменился ли рынок в целом и российский турист в частности?
– Да, российский турист изменился. Он стал больше планировать путешествие самостоятельно. Отчасти этот тренд имеет объективные причины, ведь Бельгия редко бывает страной, где россияне впервые знакомятся с западной Европой. Все-таки это направление для более продвинутых путешественников, которые именно благодаря своему опыту самостоятельно ищут варианты перелета и размещения, и меньше обращаются к традиционным туристическим компаниям. Конечно, классическая туротрасль страдает от этого. Однако и туристические компании стараются реагировать на эти изменения – новыми форматами туров, предлагая, например, FIT пакеты или пакеты без перелета, динамические пакеты.
– Насколько важно для Фландрии сотрудничество с российскими туроператорами? Какую помощь вы им оказываете? Как эта поддержка изменится в 2016 году?
– Туроператорский сегмент нам по-прежнему важен и мы продолжаем его поддерживать, в первую очередь – информационно. В 2015 году мы организовали с туроператорами несколько совместных маркетинговых акций, провели фам-трипы. Но из-за сложной экономической ситуации на российском рынке в настоящее время мы больше рассчитываем на эффект отложенного спроса и продажи в будущем.
– В чем, по вашему мнению, конкурентные преимущества Фландрии? Почему это направление стоит продавать?
– Направление очень компактное, поэтому можно получить максимальное удовольствие от путешествия в течение нескольких дней. При этом качество туристического продукта очень высокое: это и богатое историческое наследие, и искусство, и гастрономия и культурные события. По мнению специалистов, которые предлагают принимающие услуги в Бельгии российским туристическим компаниям и туристам, наше направление все-таки пока недооценено российским рынком. В то же время в этом есть и определенные преимущества, потому что люди постоянно ищут новых впечатлений.
Мы, как турофис, больше ориентированы на качество туриста, а не на общее количество визитеров. Агрессивное продвижение направления – не наш подход, мы не относим себя к сегменту массового туризма. Считаем, что наше направление, своего рода – бутик-направление, оно больше подходит для более изысканного клиента.
– По оценке турбизнеса, из-за биометрии число российских туристов в странах Европы в 2016 году сократится. Будет ли Фландрия в связи с этим менять свою маркетинговую стратегию на российском рынке? Насколько важен для вас турист из России, насколько он доходен?
– По информации бельгийского консульства в Москве, все шенгенские консульства в РФ отмечают большой спад – от 30 до 70% – количества обращений российских заявителей. Однако, все консульства уверены, что на это больше влияет слабая экономическая ситуация на рынке и высокий курс евро по отношению к рублю, нежели процедура биометрии. Так что именно из-за биометрии мы менять свою маркетинговую стратегию не будем. Тем более, что, как я уже отметил, Бельгия редко бывает первой страной для русского туриста, который впервые едет в Европу. У путешественника, собирающегося в Бельгию, чаще всего уже есть действующая шенгенская виза.
До кризиса русский рынок занимал 10-е место с точки зрения количества ночевок, а в 2014 году упал еще на одну позицию, потеряв 9,4%. С учетом общей ситуации мы не оцениваем этот спад, как слишком большой.
Что касается доходности туристов из РФ, то, по данным национального банка Бельгии, россияне, использующие расчеты в банковских картах, в среднем тратят 390 евро за день пребывания. Так было в 2014 году. По нашим оценкам, по тратам русский турист занимает в Бельгии 3-е место, после французов и самих бельгийцев.
– Какие маршруты по Фландрии и Бельгии, по вашему мнению, пользуются популярностью у россиян?
– Мы отмечаем устойчивый спрос на комбинированные туры с Голландией. Второй тренд – когда турист, который хочет снова посетить Бельгию, бронирует все сам или приезжает по индивидуальному бронированию через агентство или туроператора, но уже не в рамках организованного группового тура. Еще одна любопытная тенденция – в последние годы мы все чаще видим, что Фландрия занимает все больше места в программах и туроператоров и индивидуальных туристов. Возрастает популярность туров с проживанием в Брюгге.
Мы считаем, что Фландрия может быть полноценным мононаправлением или направлением для сити брейка в одном городе. По нашему мнению, россиянами пока недооценен Гент, хотя этот город не менее интересен, чем Брюгге. Большой потенциал для роста российского рынка мы видим в сегменте событийного туризма – во Фландрии происходит много ярких фестивалей и событий, которые могут украсить любые программы.