Эксперты в среднем оценивают рост внутреннего туризма на 20% в сравнении с прошлым годом. Как и в 2015 г., в лидерах – Сочи. Туроператоры отмечают: росту способствовала постоянная работа и поиск новых решений.
Планируя летний сезон 2016 г., многие туроператоры значительно пересмотрели свой ассортимент направлений. В некоторых компаниях отмечают, что в этом году доля внутреннего туризма в общем объеме продаж превзошла долю выездного туризма. «В этом году 80% туров были проданы по направлениям внутри России, 20% - по заграничным направлениям. Еще 1-2 года назад ситуация была прямо противоположной», - говорит директор по продажам, заместитель генерального директора «НТК Интурист» Сергей Толчин.
Этим летом «НТК Интурист» организовал чартерную перевозку на российские курорты. Объем проданных туров в Крым в «Интуристе» в сравнении с прошлым годом вырос в 2,5 раза, в Анапу – в 7 раз, в Сочи – почти в 10 раз. «В целом по рынку, по нашим наблюдениям, спрос на Крым вырос на 20%, Сочи – на 10-15%, Анапу – 10%», - говорит г-н Толчин.
В Coral Travel также фиксируют положительную динамику продаж по внутреннему туризму. «Лидирует пляжный отдых: Анапа, Геленджик, Сочи, Крым. Также вырос спрос на экскурсионные туры по стране. Как и прежде, первые строчки занимают Санкт-Петербург, Москва, Карелия, Алтай, Подмосковье», - рассказала «Вестнику АТОР» директор «Корал Тревел Центр» Алена Громова.
У «Мультитура» самым популярным направлением в летнем сезоне 2016 г. стал Краснодарский край. Общий турпоток по направлениям внутреннего туризма показал рост на уровне 20%, однако в плюсе оказались не все направления.
Так, популярность Анапы выросла на 75%. Продажи начались гораздо раньше, чем в сезоне 2015 г., и уже с середины июня по данному направлению наблюдалась плотная загрузка. Регион Большого Сочи показал неплохой рост (+34%), в основном за счет загрузки уже раскрученных на туристическом рынке объектов размещения и увеличения их ассортимента у «Мультитура». Турпоток в Туапсинский район вырос на 26%, в Геленджик – на 28%. В целом, рост по Краснодарском краю по итогам сезона составляет 45%.
«По отдыху в Крыму в этом сезоне «Мультитур» констатирует спад (-5%). Объем и пути транспортировки туристов в Крым - главная проблема. Начало года было оптимистичным, и показывал очень хорошую динамику по сравнению с прошлым годом, но к середине сезона начался спад», - говорит гендиректор компании Дмитрий Шаров.
Снизилась у туристов «Мультитура» и популярность региона Кавказских минеральных вод – минус 5%, а вот спрос на поездки по средней полосе России вырос на 9%. В целом спрос на экскурсионные туры у компании «Мультитур» не вышел на показатели прошлого года – также -5%.
Стоит отметить, что сегмент внутреннего туризма за последние два года пополнился новыми игроками. Россия появилась в ассортименте ICS Travel Group, TUI Россия, «Пегас Туристик», «Библио Глобус», «Натали Турс».
«Мы запустили Сочи - как пляжный, так и летний отдых в горном кластере, кроме этого, были туры в Абхазию. Также мы предлагали отели Анапы и Геленджика. Опыт показал, что спрос и интерес туристов есть, мы готовим второй горнолыжный зимний сезон на рынке России – это будет Сочи, а также Домбай, кроме этого будет расширена экскурсионная программа по Золотому Кольцу, Вологодской области (например, в Великий Устюг) и прочее», - рассказали «Вестнику АТОР» в пресс-службе TUI.
О ценах
Среднее удорожание российских курортов составило 10%, сообщают эксперты. «Были случаи необоснованного завышения цен отельерами. В результате эти отели стояли в сезон полупустыми. Такие случаи можно было отметить на всех курортах, но они были единичными», - говорит коммерческий директор компании «Алеан» Оксана Булах.
Аналогичные данные приводят другие опрошенные туроператоры. «Средний рост цен по Южным направлениям составил в этом году 10%. Есть объекты, которые делали повышение цен более чем на 20%, но таких не много. Объекты, переходящие на систему работы «все включено», бывало, взвинчивали цены по сравнению с прошлым годом на 100%, что приводит, естественно, к уменьшению спроса. Нами замечено, что не обоснованное увеличение цен происходит в Крыму», - сообщил Дмитрий Шаров.
В «НТК Интурист» также отмечали необоснованное завышение цен некоторыми крымскими отельерами. «Уже в июле они приходили к осознанию своих ошибок, снижали цены, но, зачастую, это уже не помогало «спасти» сезон. Подобные ошибки совершают периодически отельеры по всей России. Например, в прошлом году необоснованно выросли цены в Анапе, что стоило курорту загрузки», - напоминает Сергей Толчин. По его словам, в среднем Крым в этом году подорожал на 10-20%, Сочи – на 8-10%. В Анапе ценник в сравнении с прошлым годом не изменился, так как стоимость наземных услуг и так была завышена в летнем сезоне 2015 г.
Чем привлекла Россия
Рост спроса на российский юг обусловлен рядом факторов. Это и более доступные (за счет чартеров и расчетов в рублях) цены, и популяризация этого сегмента. «При этом мы можем констатировать, что многие самостоятельные туристы переориентировались на групповые туры. Об этом, в частности, говорят данные online-агентств, сообщавших в течение сезона о снижении спроса на билеты в Крым и Краснодарский край, в то время, как наши показатели росли», - говорит Сергей Толчин.
Сильнейшим фактором стало закрытие популярных туристических направлений, таких как Египет и Турция. «Все еще сказывается и высокий курс валют. Для большинства российских туристов отдых за рубежом остается пока не по карману. И остается доля не выездных туристов, которые выбирают по большей части южные направления, курорты Краснодарского край и Крыма», - отмечает Дмитрий Шаров.
Эксперты пока не берутся прогнозировать, удастся ли сохранить эти показатели турпотока в следующем году. Условия «загрузки» курортов могут стать иными. «В следующем году объектам размещения нужно очень взвешенно подойти к планированию сезона. С очень большой долей вероятности на рынок вернется Египет (направление популярно как зимой, так и летом), Турция будет пытаться отвоевать позиции, а количество путешествующих, скорее всего, не увеличится – уже в этом году мы видели, что многие туристы знали, что в следующем никуда не поедут. Поэтому нужно заниматься вопросами раннего бронирования с туроператорами – открывать продажи заблаговременно, заниматься продвижением самостоятельно и совместно с туроператорами», - считает Сергей Толчин.