Сколько туристов еще пострадает из-за «ВИМ-Авиа»

По предварительным подсчетам Аналитической службы АТОР, число туристов, чьи планы на отдых нарушила или сорвала отмена чартеров «ВИМ-Авиа», уже превысило 30 тысяч, а ситуация далека от исправления. Туроператоры несут финансовые потери, в повестке дня стоит вопрос о материальной ответственности авиаперевозчиков за неисполненные обязательства.

КАКИЕ РЕЙСЫ УЖЕ ОТМЕНИЛА «ВИМ-АВИА» И СКОЛЬКО ТУРИСТОВ ПОСТРАДАЛО

За прошедший месяц с начала проблем у «ВИМ-Авиа», согласно агрегированным данным туроператоров, продающих туры с включенной чартерной перевозкой этой авиакомпании, были нарушены или сорваны планы на отдых более 30 тысяч российских граждан.

Так как «ВИМ-Авиа» де-факто не восстановила свою чартерную программу с 15 июня, как обещала ранее, а некоторые цепочки отменены вплоть до конца сезона, потенциально под угрозой находятся туры еще более 50-70 тысяч россиян (исходя из глубины продаж туров по направлениям, по которым авиакомпания отменила рейсы).

Сегодня «ВИМ-Авиа» отменяет чартерные рейсы, билеты на которые приобретались пассажирами в подавляющем большинстве случаев в составе турпакетов, сформированных туроператорами. Наиболее острая ситуация сложилась с Сочи и Симферополем. «ВИМ-Авиа» полностью отменила рейсы из регионов, запланированные до октября 2017 г.

Наиболее острая ситуация сложилась с Сочи и Симферополем. «ВИМ-Авиа» полностью отменила рейсы из регионов, запланированные до октября 2017 г.

Полностью сняты полетные программы в Сочи из Москвы (ежедневно), Уфы (1 раз в неделю), Казани (2 раза в неделю) и Екатеринбурга (3 раза в неделю).. Отменены чартерные программы в Симферополь из Москвы (ежедневно), Санкт-Петербурга, Казани и Екатеринбурга (2 раза в неделю из указанных городов). Емкость каждого из отмененных рейсов на этих направлениях – 150/220 кресел.

Из зарубежных направлений полностью отменены рейсы «ВИМ-Авиа» в Анталью из Москвы (1500 кресел в неделю)и Санкт-Петербурга (750 кресел в неделю), а также из Москвы в Варну(120 кресел в неделю) и в Ларнаку (280 кресел в неделю). И это – лишь неполные данные о масштабе ситуации: на некоторых направлениях туроператоры оперативно и за свой счет находят варианты замены, не ущемляющие права туристов.

ТУРОПЕРАТОРЫ ПО БОЛГАРИИ В ЦЕЙТНОТЕ ИЗ-ЗА «ВИМ-АВИА»

Характерным примером здесь может служить Болгария. Ситуация, сложившаяся в результате действий «ВИМ-Авиа» подробно разбиралась на встрече Посла Республики Болгарии в Российской Федерации с представителями российских туроператоров, работающих на направлении.

В ходе встречи ряд компаний, продающих туры с перевозкой «ВИМ-Авиа» констатировали, что текущие отмены рейсов уже снизили продажи туров на направлении, которые выросли к маю на 15-16% в годовом выражении, обратно к уровню 2016 года.

Более того, так как «ВИМ-Авиа» предлагало на данном направлении одни из самых низких цен, сложившаяся по вине перевозчика ситуация с дефицитом бортов приводит к удорожанию перевозки, что влечет за собой и снижение ценовой доступности летнего отдыха в Болгарии для россиян.

"ВИМ-Авиа" не предоставляет никакой информации о сроках возврата депозитов, которые туроператорами были внесены за емкости до конца сезона

Туроператоры по Болгарии пока изыскивают возможности пересадки туристов на самолеты других авиакомпаний – однако делают это за свой счет. Присутствовавшие на встрече игроки рынка констатировали, - перевозчик переложил все организационное и финансовое бремя на своих партнеров, устранившись от решения проблем, созданных им самим.

Операторы сообщили, что «ВИМ-Авиа» не только отказывается от компенсаций туроператорам за отмененные рейсы, заявляя о возможности выплатить деньги только за 2 и 5 июня, но и не предоставляет никакой информации о сроках возврата депозитов, которые туроператорами были внесены за емкости до конца сезона.

САМОЛЕТЫ ЕСТЬ, НО ЧАРТЕРНАЯ ПРОГРАММА НЕ ВОССТАНОВЛЕНА

Напомним, что первые длительные задержки и отмены рейсов «ВИМ-Авиа» пришлись на 26 мая, ситуация резко обострилась к 29 мая – отмены приобрели веерный характер. Одной из причин произошедшего сбоя в «ВИМ-Авиа» называли отсутствие трех широкофюзеляжных воздушных судов, с учетом которых выстраивалось летняя полетная программа, а также ротация летного состава.

Затем, в ночь с 1 на 2 июня "ВИМ-Авиа сообщила, что будет проводить сокращение своей чартерной программы. Было объявлено, что перевозчик сократит лишь порядка 13% своих рейсов, а 15 июня ситуация нормализуется, и чартерная программа восстановится. Однако в реальности ситуация менялась каждый вечер в «ручном режиме», систематическими стали случаи, когда туроператорам сообщали об отмене утренних рейсов следующего дня за полчаса-час до полуночи, при этом не предлагая никаких вариантов замен.

Более того, поздним вечером 5 июня «ВИМ-Авиа» объявила и о том, что некоторые чартерные цепочки она снимает до конца сезона. После этого ситуация с отменами рейсов и публикацией новых вариантов расписания в ежедневном режиме продолжилась.

После пополнения флота тремя широкофюзеляжными воздушными судами "ВИМ-Авиа" свою чартерную программу, вопреки обещаниям, не восстановила

Никак не поменялась она и после фактического устранения ранее заявленной причины сбоя – то есть после пополнения флота авиакомпании тремя широкофюзеляжными воздушными судами. Отметим, что эксперты авиации неоднократно заявляли, что появление во флоте авиакомпании этих судов ситуацию не спасут.

В ответ на запрос «Вестника АТОР» 16 июня (т.е. уже после срока, после которого «ВИМ-Авиа» обещала восстановить чартерную программу) о том, может ли авиакомпания предоставить точный список отмененных рейсов по каждому из своих партнеров-туроператоров на лето, пресс-служба «ВИМ-Авиа» сообщила, что «количество изменений в программе пока точно не подсчитано».

ЧТО МОЖЕТ РЕШИТЬ ПРОБЛЕМУ «ВИМ-АВИА»

По оценкам экспертов авиаотрасли, для сохранения рейсов и туров необходимо выделение для выполнения отмененных «ВИМ-Авиа» рейсов как минимум двух самолетов емкостью 150-220 кресел. При их наличии туроператоры готовы предложить рабочие схемы их использования, что позволит решить проблемы, в первую очередь, с загрузкой российских курортов.

Как известно, в Минтрансе уже рассматривают вариант привлечения иностранных перевозчиков для решения проблем, созданных «ВИМ-Авиа».

По мнению туроператоров, ситуация требует извлечения уроков и кардинального решения вопроса о мере ответственности авиакомпании за срыв своих обязательств как перевозчика перед туристами и перед туроператорами, как ее коммерческими партнерами. Ситуация, когда все риски, как юридические, так и финансовые, созданные перевозчиком, де-факто перекладываются на туроператоров, как ответственных за турпродукт, не может не оказывать негативного влияния на рынок.

Речь может и должна зайти о необходимости формировании чартерными авиаперевозчиками аналогов фондов персональной ответственности у туроператоров

Туристические компании в итоге таких получают не только материальный, но и репутационный ущерб. Сокращается организованный турпоток, в том числе по внутренним направлениям, остро нуждающемся сегодня в поддержке. Туристы теряют не только свои деньги и нервы, но и доверие к отрасли и ее игрокам.

Фактически, полагают некоторые эксперты, опрошенные «Вестником АТОР», речь может и должна зайти о необходимости формировании чартерными авиаперевозчиками, которые планируют вести соответствующую деятельность в России, аналогов резервных фондов персональной ответственности, которые существуют у туроператоров.

Но в любом случае, без введения новых законодательных и нормативных механизмов, четко прописывающих финансовую ответственность чартерного авиаперевозчика за срывы программ, такие ситуации будут повторяться и в будущем, что чревато огромными проблемами для туристов, бизнеса и государства – считают эксперты.

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР