Электронной визе нужен «воздух». О чем просят центр в Петербурге

Вслед за электронными визами власти Санкт-Петербурга и аэропорт «Пулково» просят федеральный центр о снятии ограничений на выполнение полетов иностранными компаниями. Эксперты уверены, что эти вещи взаимосвязаны, а последняя мера принесет пользу и российским туристам.

ЗАЧЕМ ПЕТЕРБУРГ ПРОСИТ СНЯТЬ ОГРАНИЧЕНИЯ ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ ПЕРЕВОЗЧИКОВ

С целью «повышения транспортной доступности города на внешнем рынке и увеличения иностранного турпотока» правительство Санкт-Петербурга и управляющая компания аэропорта «Пулково» «Воздушные Ворота Северной Столицы» (ВВСС) обратились в правительство РФ с просьбой рассмотреть возможность снятия ограничений на выполнение полетов иностранными авиакомпаниями по 3, 4, 5 и 7-ой степеням свободы воздушного пространства.  

Отметим, что подобные режимы уже действуют в ряде городов РФ (Владивосток, Сочи, Калининград, Улан-Удэ). Санкт-Петербург, самое популярное туристическое направление России, такого формата не имеет.

При этом на днях город на Неве получил еще один важный «козырь» в борьбе за иностранного туриста: с 1 октября въехать в Санкт-Петербург и Ленинградскую область можно будет по электронной визе. Как полагают эксперты, список стран, гражданам которых разрешат оформлять e-visa в Петербург, будет близок к калининградскому пулу. В настоящее время посетить Калининград по электронной визе разрешено гражданам 53 стран, включая практически все государства ЕС. 

По мнению экспертов, в краткосрочной перспективе e-visa увеличит въездной турпоток в Петербург на 30-40% в год. Город будет востребован как направление для коротких поездок и ситибрейков, вырастет спрос на проведение MICE-мероприятий и конгрессов. Причем спрос будет не только с европейских рынков, но и дальнемагистральных, в первую очередь – из Китая и стран ЮВА. В прошлом году Санкт-Петербург посетило около 4 млн иностранных туристов.

При этом логичен вопрос, как интуристам добраться до Санкт-Петербурга. Не секрет, что по количеству международных маршрутов город на Неве, имея один аэропорт, уступает той же Москве, где действуют три воздушные гавани.

«Все основные российские авиакомпании имеют базы в аэропортах Московского авиационного узла (МАУ) и делают упор на развитие маршрутной сети именно в МАУ. В результате общее количество маршрутов в МАУ на порядок превышает маршрутную сеть аэропорта «Пулково». Из-за отсутствия прямого авиасообщения Санкт-Петербурга с большинством иностранных пунктов пассажиры вынуждены лететь с пересадкой, что только увеличивает общее время перелета и снижает уровень комфорта», – считают в ВВСС.

ЧТО ДАЮТ ПЯТАЯ И СЕДЬМАЯ СВОБОДА ВОЗДУХА

По мнению ВВСС, способствовать развитию транспортной сети из Петербурга поможет режим открытого неба по пятой и седьмой свободе воздуха, который дает право иностранным авиакомпаниям при полете из своей страны брать пассажиров и грузы при посадке в РФ для перевозки в третью страну.  

Речь идет о расширении возможностей иностранных авиакомпаний для выполнения полетов только на международных маршрутах, не касаясь внутренних перевозок.

Как подчеркивают в пресс-службе ВВСС, пятая степень свободы воздуха даёт право авиакомпании перевозить пассажиров и грузы из одного иностранного государства в другое при полёте в/из страны регистрации перевозчика.

Такой режим позволит создать значительно более привлекательные условия для авиакомпаний из стран Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Северной Америки и открыть рейсы по маршрутам Европа – Азия или Азия  Северная Америка. К тому же развитие подобных перелетов станет хорошим драйвером для реализации программы «стоповер» (промежуточной остановки) в Санкт-Петербурге.

В свою очередь, седьмая степень свободы воздуха даёт авиакомпании право перевозить пассажиров и грузы между двумя иностранными государствами без посадки в стране регистрации перевозчика. В ВВСС напоминают, что между странами Европы режим открытого неба действует достаточно давно, поэтому большинство авиакомпаний уже вышли за пределы своих государств и развивают перелеты из других стран.

В качестве примера эксперты называют ирландского лоукостера Ryanair, который имеет несколько хабов в Европе и летает по всему пространству ЕС без «залета» в Дублин. Например, из финской приграничной Лаппеенрантаы, которая находится недалеко от Санкт-Петербурга, европейский лоукостер с расчетом на российского туриста запустил рейсы в Афины и Милан. По данным авиакомпании, до 40% пассажиров на этих рейсах являются гражданами РФ.

О том, что седьмая степень свободы будет интересна иностранным бюджетным перевозчикам (лоукостерам), говорят и в ВВСС. Более того, у аэропорта есть все технические возможности принимать такие авиакомпании. По одному из планов, под лоукост-перевозчиков может быть отдан терминал «Пулково-2», который прежде обслуживал международные рейсы.

ЧТО ПОЛУЧАТ РОССИЙСКИЕ ТУРИСТЫ И ТУРОПЕРАТОРЫ

Говоря о плюсах пятой и седьмой свободы воздуха для «Пулково», эксперты отмечают позитивное влияние этого формата и для жителей Санкт-Петербурга и СЗФО. Во-первых, вырастет сеть международных маршрутов, появятся дальнемагистральные направления, что позволит местным туристам избегать стыковок в той же Москве или европейских городах.

Например, Петербург давно мечтает о прямом рейсе в Токио или Нью-Йорк: сегодня в эти города петербуржцы нередко летают со стыковкой через Хельсинки.  Во-вторых, как говорят наблюдатели, усилится конкуренция среди перевозчиков, а это значит, что тарифы на отдельные маршруты могут быть пересмотрены в сторону понижения.

«От такого разнообразия маршрутов и ценовых тарифов выиграют и туристы, и туроператоры. У участников организованного рынка появится больше возможностей для формирования доступного туристического продукта», – говорит один из источников в авиационной отрасли. При этом эксперт отмечает и новые возможности для организации чартерных рейсов из Санкт-Петербурга, поскольку к этому могут быть привлечены иностранные перевозчики. 

РОССИЙСКИЕ АВИАКОМПАНИИ ПРОТИВ

Впрочем, конкуренция на международных маршрутах российским авиакомпаниям не нужна. Отечественные перевозчики уже выступили против нового режима» для «Пулково». Соответствующее письмо 19 июля в Минтранс опубликовала Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ). Как подчеркивается в письме АЭВТ, «российские авиаперевозчики переживают сложные времена из-за постоянного роста цен на авиакеросин, аэропортовые услуги, а также запрета воздушного сообщения с некоторыми странами, например, Египтом, Грузией и Украиной». Как считают в Ассоциации, эти обстоятельства «увеличивают конкурентное преимущество иностранных авиаперевозчиков, подхвативших транзитный поток пассажиров, следующих в страны, с которыми у РФ по каким-либо причинам отсутствует воздушное сообщение».

АЭВТ в итоге выступила жестким оппонентом предложения ВВСС об «открытом небе» над Санкт-Петербургом. «Данная инициатива нанесет дополнительный ущерб экономической деятельности отечественных авиаперевозчиков», – подчеркивают в АЭВТ.

В «ПУЛКОВО» РАССЧИТЫВАЮТ НА ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРАВИТЕЛЬСТВА

Тем не менее, в «Пулково» рассчитывают на положительное решение Минтранса РФ, считая, что в стремлении развивать въездной поток в Санкт-Петербург правительство сохранит последовательность, вслед за электронной визой Петербург получит и запрашиваемую свободу «воздуха». 

Как считают наблюдатели, если подобная практика и не будет реализована в 2020 году, то, скорее всего, на ее внедрение можно рассчитывать в 2021 году, когда электронные визы распространят уже по всей России.

ВНИМАНИЕ:

Еще больше интересных материалов от АТОР - в нашем канале на Яндекс.Дзен.

Читать новости можно, подписавшись на Instagram-аккаунт Ассоциации туроператоров, на канал АТОР в Telegram или на обновления нашей странички в Facebook.

Бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".

Актуальные СПЕЦПРЕДЛОЖЕНИЯ туроператоров по турам за рубеж и по России смотрите в разделе СПО портала АТОР.

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР