Виза за отель: как новая инициатива МИДа скажется на въездном туризме

МИД РФ разработал проект поправок в 114 ФЗ, согласно которому меняются правила получения российских туристических виз иностранцами. Туроператоры рассказали, что ждет рынок организованного въездного туризма, если инициатива МИДа в нынешнем ее виде будет реализована на практике.

ЧТО СЛУЧИЛОСЬ

На портале regulations.gov.ru появился подготовленный МИД России законопроект, который предусматривает внесение изменений в статью 25.6 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (114 ФЗ).

Четвертую часть этой статьи предлагается изложить в следующей редакции: «Обыкновенная туристическая виза выдается на срок до шести месяцев иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию в качестве туриста, при наличии у него подтверждения о приеме организацией, сведения о которой содержатся в едином федеральном реестре туроператоров, либо о бронировании средства размещения, сведения о котором содержатся в едином перечне классифицированных гостиниц».

Предлагаемая поправка, таким образом, вводит возможность оформления туристической визы не только на основании подтверждения от туроператора (это правило сохраняется), но и на основании подтверждения бронирования от отеля (санатория, хостела, турбазы и пр.), который прошел процедуру обязательной классификации.

Поправка вводит возможность оформления туристической визы не только на основании подтверждения от туроператора (это правило сохраняется), но и на основании подтверждения бронирования от отеля (санатория, хостела, турбазы и пр.), который прошел процедуру обязательной классификации.

В качестве обоснования нововведения в пояснительной записке к законопроекту говорится, что требование «подтверждения от российского туроператора… является препятствием для иностранных туристов, которые планируют посетить Российскую Федерацию самостоятельно, не прибегая к услугам туроператора».

В пояснительной записке к документу (но не в тексте проекта!) говорится также, что «в случае принятия проекта федерального закона иностранные граждане также смогут оформлять обыкновенную туристическую визу с более длительным сроком пребывания на территории Российской Федерации – до шести месяцев. Напомним, что в настоящее время такая виза выдается на срок до одного месяца.

Однако в самом тексте предлагаемых МИД изменений в 114 ФЗ, доступного на портале regulations.gov.ru пункта об изменении срока действия туристической визы нет, что, возможно, объясняется технической накладкой.

ДЛЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ВИЗ И «ТУРИСТИЧЕСКОГО МАРКЕТПЛЕЙСА»

Большинство экспертов считает, что принятие изложенной в тексте документа поправки о достаточности подтверждения от отеля для получения визы – важный шаг на пути реализации проекта введения электронных виз в 2021 году. Скорее всего именно для запуска электронных виз и подготовлена данная инициатива, говорит ряд участников рынка.

Это также и правовое обеспечение инструментария будущей цифровой платформы для бронирования иностранцами туристических услуг в России.

Напомним, что в феврале 2019 года замминистра экономического развития Сергей Галкин сообщал, что Минэк «вместе с Минцифразом и Москвой разрабатывает проект по созданию «въездного маркетплейса», который призван объединить в себе электронную визу и турпродукт».

КАК СКАЖЕТСЯ ИНИЦИАТИВА НА БИЗНЕСЕ ТУРОПЕРАТОРОВ ПО ВЪЕЗДУ

Большинство участников рынка смотрят на предлагаемое нововведение в целом положительно и не считает, что поправка в ее нынешнем виде может негативно отразиться на туроператорском сегменте въездного рынка.

«Инициатива о достаточности подтверждения от отеля вместе с инструментом в виде электронной визы серьезно расширят круг туристов, которые могут посетить Россию – так, студент из Эдинбурга, который сейчас едет на каникулы в Прагу, теперь точно так же сможет слетать и в Москву. При этом туроператоры, которые занимаются приемом групп, за счет специфики своей ниши сохранят свою клиентуру – как в сегменте b2b, так и по большей части в сегменте b2c. На объемах и маржинальности их бизнеса это, скорее всего, не скажется негативным образом», – считает Алексей Крылов, генеральный директор холдинга UTS.group

От введения упрощенного подтверждения (от отеля) реально пострадает лишь бизнес «визовых посредников» – различного рода фирм, «знавших ходы к нужным людям»

По его мнению, от введения упрощенного подтверждения (от отеля) реально пострадает лишь бизнес «визовых посредников» – различного рода фирм, «знавших ходы к нужным людям» и за короткие сроки и немалые деньги делавших российскую визу тем, кому это было необходимо. 

Александр Курносов, заместитель генерального директора холдинга «Академсервис», склонен считать, что нововведение, в случае его принятия,  действительно снизит необходимость обращаться к услугам туроператоров для аудитории самостоятельных туристов, доля которых на въездном рынке будет увеличиваться. Однако по его словам, по большей части такие туристы и так не ехали в групповые туры по России, которые сейчас составляют основу туроператорского продукта, поэтому, скорее, падение будет заметно в основном в и так не слишком большом сегменте индивидуальных бронирований у туроператоров.

«Туроператоры никуда с въездного рынка не уйдут: их весомое преимущество будет состоять в цене турпродукта и в наличии готового пакета услуг, что удобно для весьма значительной части путешественников», – замечает г-н Курносов.

Туроператоры никуда с въездного рынка не уйдут: их весомое преимущество будет состоять в цене турпродукта и в наличии готового пакета услуг, что удобно для весьма значительной части путешественников

По мнению Сергея Ромашкина, генерального директора туроператора «Дельфин», который, помимо работы на рынке внутреннего и выездного туризма, принимает и иностранных туристов, туроператоры могут потерять определенную долю рынка. «Но при этом и сам рынок может вырасти в разы: электронная виза может увеличить въезд в РФ на 40% в первый же год. Да, будет много самостоятельных туристов, бронирующих только отель, но будут и клиенты туроператоров, и работы хватит всем. И безусловно, нам выгоднее иметь половину от большого растущего рынка, чем сто процентов от падающего или стагнирующего. Кроме того, самостоятельным туристам туроператоры смогут предлагать экскурсии уже на месте, и это тоже деньги», – рассуждает эксперт.

Туроператоры чувствуют себя со свой аудиторией уверенно, и по мнению ряда опрошенных «Вестником АТОР» экспертов отрасли, прогнозируемый рост самостоятельного сегмента несущественно скажется на объеме иностранной клиентуры туроператорских компаний в абсолютных цифрах.

«Россия сейчас, так же как и Китай и некоторые другие страны Азии, находится в уникальном положении. Без посредника в нашей стране слишком сложно и рискованно путешествовать – не зная языка и местных специфических (как для Запада, так и для Востока) правил, можно запросто остаться без помощи, потеряться, попасть в сложную ситуацию с законом и т.д., особенно в регионах. И это не «пугалки», а вполне реальные риски. Риски, которые вовсе не нивелируются с помощью Google-переводчика, карт в смартфоне или прочих цифровых новшеств, как модно сейчас провозглашать. То же самое мы видим и в Китае. И это – долгосрочный органический фактор, работающий на туроператоров, которые еще много лет будут обеспечены работой по приему и сопровождению иностранных групп в России. Эту аудиторию крайне сложно «размыть» самостоятельным потоком: он будет расти, но не в ущерб ей. Более того, общий рост интереса к стране в результате запуска электронных виз для самостоятельных туристов повлияет положительно и на туроператорский сегмент», – заключает один из экспертов. 

Под упрощенный порядок, исходя их предложенных поправок, не попадут туристы, которые пожелали бы забронировать квартиру или апартаменты в российских городах на одной из глобальных платформ бронирования

Туроператоры также отмечают важность условия для отеля (от которого может быть получено подтверждение) быть в списке официально классифицированных объектов. Под упрощенный порядок, таким образом, не попадут туристы, которые пожелали бы забронировать квартиру или апартаменты в российских городах на одной из глобальных платформ бронирования. Это важно для целевой поддержки и развития отечественной отельной индустрии, отмечают они. Кроме того, данное условие нивелирует риски разрастания серого сектора жилья, сдаваемого в аренду туристам – а это уже стало настоящим бичом для ряда европейских городов.  

ВОПРОСЫ ОСТАЮТСЯ

Вопросы к инициативе МИДа у участников рынка есть. И в основном они касаются продекларированного в пояснительной записке тезиса об увеличении срока действия туристических виз с 1 месяца до шести (180 дней).

Из текста пояснительной записки к документу МИДа пока остается до конца неясным, имели ли в виду авторы законопроекта общий срок пребывания в России по многократной (?) туристической визе, или же возможность выдачи однократных виз длительностью до 180 дней.

По мнению туроператоров, классическим туристам – как самостоятельным, так и организованным, однократная виза со столь длительным сроком действия не нужна – самый максимальный срок, на который едут в Россию классические туристы с культурно-познавательными целями – это 21-24 дня (железнодорожные туры и длинные речные круизы).

Самый максимально возможный срок, на который едут в Россию классические туристы с культурно-познавательными целями – это 21-24 дня (железнодорожные туры и длинные речные круизы).

Такая возможность теоретически может пригодиться либо деловым путешественникам, либо неклассическим туристам, которые едут в Россию с целью образования или лечения, однако для них целесообразна выдача не туристических, а соответствующих целевых виз, рассуждает один из экспертов. Другие наблюдатели говорят и о рисках: они опасаются, что однократными визами на 180 дней могут воспользоваться нелегальные мигранты из сопредельных государств, которые смогут получать такие «туристические визы» на полгода с помощью недобросовестных посредников на российском рынке.

В случае же, если речь идет о многократных туристических визах для иностранцев, а под 180 днями подразумевается общий срок пребывания в России, это действительно может увеличить и частоту визитов зарубежных гостей в Россию, и их возвратность. При этом особенно востребованы будут такие многократные туристические визы у тех туристов, которые поедут в Москву, в Санкт-Петербург и Ленобласть, в такие регионы России, как Калининградская область, Приморский край и, возможно, Республика Карелия. 

ВНИМАНИЕ:

Еще больше интересных материалов от АТОР - в нашем канале на Яндекс.Дзен.

Читать новости можно, подписавшись на Instagram-аккаунт Ассоциации туроператоров, на канал АТОР в Telegram или на обновления нашей странички в Facebook.

Бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".

Актуальные СПЕЦПРЕДЛОЖЕНИЯ туроператоров по турам за рубеж и по России смотрите в разделе СПО портала АТОР.

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР