Туроператоры рассказали, что мешает Марокко остановить спад турпотока из РФ

Ежегодно Марокко отчитывается о росте иностранного турпотока, между тем результаты статистики по российскому рынку, мягко говоря, не радуют. По словам экспертов, Марокко в последние годы отчаянно сражается за российских туристов, но пока безуспешно. В чем причины?

Согласно данным официальных марокканских источников, в 2018 году в Марокко приехали 12,3 млн туристов, что на 8% больше, чем в 2017 году. В основном прирастают основные для страны европейские рынки – такие как Италия и Франция.

Что касается российского рынка, то здесь результаты статистики не радуют. Согласно официальным данным страны, Марокко в прошлом году приняло порядка 50 тыс. российских туристов. Таким образом, российская доля от общего иностранного турпотока в Марокко крайне мала: менее 0, 1%.

Примечательно, что данные Федеральной пограничной службы России, которая учитывает, впрочем, только посадочные талоны на прямых рейсах, еще скромнее - чуть более 13 тысяч за 2018 год.

В этом году картина также не внушает оптимизма.  Общий поток иностранных туристов в Марокко продолжает рост – с января по август текущего года количество туристов в Марокко достигло 7,5 млн, что на 8, 2% превысило данные за аналогичный период прошлого года. Российский же турпоток продолжает стабильное падение.

В период с января по август в Марокко приехало порядка 32 тыс. российских туристов, по итогам года мы надеемся получить цифру в 45 тыс. российских туристов, что, к сожалению, не дотягивает до показателей прошлого года», - рассказал Самир Сусси Риах, директор Национального Марокканского офиса по туризму.

«В период с января по август в Марокко приехало порядка 32 тыс. российских туристов, по итогам года мы надеемся получить цифру в 45 тыс. российских туристов, что, к сожалению, не дотягивает до показателей прошлого года», - рассказал «Вестнику АТОР» Самир Сусси Риах, директор Национального Марокканского офиса по туризму.

Тем временем, по данным Федеральной пограничной службы России (учитывает только прямые рейсы), за 9 месяцев 2019 года в Марокко приехали на прямых авиарейсах 8 482 российских туриста (падение на –25,5%).

МАРОККО ЛЕТОМ НЕ ОПРАВДАЛО ОЖИДАНИЯ ТУРОПЕРАТОРОВ

Интерес российских туристов к поездкам в Марокко вот уже несколько лет не демонстрирует положительной динамики, отмечают туроператоры, работающие на направлении.

Об этом говорит и тот факт, что ANEX Tour, единственный туроператор, у которого на Марокко стояла чартерная цепочка AZUR Air, в этом году оптимизировал объемы перевозки, оставив один рейс в 10/11 ночей.  «Мы летали в Марокко в период с мая по сентябрь. Спрос на направлении соответствовал запланированным объемам и не превышал прошлогодних показателей», – отметили в пресс-службе туроператора ANEX Tour.

«Туристов за летний период было меньше, поскольку и чартерных рейсов в Агадир было меньше. К тому же часть программ туроператоры свернули чуть раньше запланированного. Причина – в том, что многие популярные варианты размещения в Агадире были недоступны. Произошло это из-за роста спроса на Марокко со Западной Европы, рынков арабских стран, а также усилением позиций внутреннего рынка», – поясняет Филипп Обручев-Миронов руководитель группы субмассовых направлений компании «Интурист».

На уменьшение летнего турпотока повлияли не только чартеры, которых было очень мало, говорят эксперты: меньше стало туристов и на регулярных рейсах, которые выполняет 3 раза в неделю нац. перевозчик Royal Air Maroc.

Дело не только в чартерах, говорят эксперты, меньше стало туристов и на регулярных рейсах, которые выполняет 3 раза в неделю нац. перевозчик Royal Air Maroc.

Сам перевозчик доволен загрузкой. «Мы видим большой спрос на наши рейсы, загрузка практически всегда 100%.», – рассказала Натальи Устинович, представителя авиакомпании Royal Air Maroc.

Туроператоры объясняют такую ситуацию. «На эти рейсы вырос спрос со стороны бизнес-пассажиров и транзитников. Соответственно, доступных для туристов тарифов летом практически не оставалось в свободной продаже», - говорит Филипп Обручев-Миронов.

А если и оставалось, продолжают эксперты, то туристы не были в восторге от тарифов, которые находились на уровне 400 евро в обе стороны, к тому же, рейсы Royal Air Maroc выполняются из Москвы в Касабланку и для того, чтобы добраться до самого популярного пляжного курорта Марокко – Агадира туристам нужно делать стыковку.

Таким образом время, потраченное на перелет до Агадира становится соизмеримым времени полета до популярных курортов Юго-Восточной Азии, где туристы, как известно, могут отдохнуть за гораздо меньшие деньги. Кроме того, соседний бюджетный Тунис с прямыми чартерами оттягивает от Марокко большое количество туристов, что, собственно, отражено и в официальной статистике прибытий россиян в эту страну.

«Марокко сейчас на корню проигрывает ценовую борьбу с популярными у россиян летними пляжными направлениями», – говорит Артур Мурадян, генеральный директор туроператора Space Travel.

«Марокко сейчас на корню проигрывает ценовую борьбу с популярными у россиян летними пляжными направлениями», – говорит Артур Мурадян, генеральный директор туроператора Space Travel.

Г-н Мурадян убежден, что ситуация, сложившаяся на марокканском направлении, в некотором роде повторяет ситуацию с Иорданией и Оманом. «Кейс Марокко - это тот случай, когда потенциальный рост турпотока блокируется недостаточной отельной базой и отсутствием ценовой конкуренции между авиакомпаниями».

Наблюдатели уверены, что для того, чтобы выправить ситуацию, Royal Air Maroc нужно увеличить объемы перевозки, либо же на направление должен выйти еще один перевозчик с конкурентными тарифами.  «Неплохо было бы, чтобы национальный авиаперевозчик увеличил емкости своих бортов, поставив более вместительные самолеты», – замечает Артур Мурадян.

По словам Натальи Устинович из Royal Air Maroc, есть вероятность того, что количество рейсов из России в Марокко в следующем году будет увеличено. «Не исключено, что в следующем году объемы будут увеличены. Пока же мы летаем в Касабланку из Москвы 3 раза в неделю. Благодаря код-шеринговому соглашению с а/к S7, которое мы заключили в прошлом году, перелет на Royal Air Maroc легко состыковать с рейсами российских перевозчиков из 12 городов РФ», – говорит она.

Еще одна причина стабильного падения потока россиян в Марокко, на которую обратил внимание Артур Мурадян из Space Travel – плохая информированность о туристических возможностях этого североафриканского королевства.

«В 2018 году практически полностью отсутствовала реклама Марокко на российском рынке, что естественно сыграло отрицательную роль в продвижении направления. И если летний сезон более или менее идет, но вот на зимний сезон бронирования единичные», – отметил г-н Мурадян. При этом туристические власти страны позиционируют Марокко как круглогодичное направление.

Российские эксперты полагают, что Марокко есть, что предложить туристам в зимний сезон, но существует ряд факторов, которые делают крайне трудным продажи этой страны в межсезонье.

ЧТО ДЕЛАТЬ В МАРОККО ЗИМОЙ

Отдыхать в Марокко, говорят эксперты, можно в любое время года, в зависимости от региона страны и цели поездки. В Марокко 300 солнечных дней в году и температура воздуха, скорее всего, не опустится ниже +8 градусов. А на юге страны в конце декабря – феврале и вовсе стоит «лето» по европейским меркам – температура держится на комфортном уровне +25 градусов.

Чем же заняться в Марокко зимой? «Самое интересное, что туристов ожидает в Марокко зимой, – это экскурсии, – поясняет Филипп Обручев-Миронов из «Интуриста». - Помимо этого, зимний Марокко – это широкие возможности для экзотического шопинга, посещения всевозможных развлекательных шоу, активного отдыха (катание на верблюдах, на чистокровных лошадях, игра в гольф и теннис), экстремальных туров в горы и пустыню, талассотерапии».

Наиболее востребованная экскурсионная программа у российских туристов в Марокко зимой – это «Имперские города», включающая посещение таких древних городов как Касабланка, Менес, Фес, Эрфуд и Марракеш.

Интересно, что в Марокко есть даже горнолыжный туризм, так что туристы, побывав в пустыне, могут отправиться в Атласские горы, чтобы встать на сноуборд или горные лыжи. Горнолыжные курорты, открытые в зимний сезон с декабря по апрель, расположены в часе езды от города Мараккеш. Этот город является любимым местом туристов, предпочитающих активную ночную жизнь: по количеству и качеству ночных клубов и баров он не уступает популярным среди тусовщиков европейским курортам. А еще Мараккеш – это, конечно, интереснейшие экскурсии и настоящая восточная сказка.

По словам Филиппа Обручева-Миронова, наиболее востребованная экскурсионная программа у российских туристов в Марокко зимой – это «Имперские города», включающая посещение таких древних городов как Касабланка, Менес, Фес, Эрфуд и Марракеш.

ПОЧЕМУ НЕ РАСТЕТ СПРОС НА ЗИМНИЙ МАРОККО

Комментируя ход зимних продаж, эксперты «Интуриста» назвал их «неплохими», обратив внимание на то, что сейчас поток пассажиров, летающих рейсами RoyalAirMaroc, чуть сбалансировался, а потому появилась возможность предоставлять более доступные варианты в рамках экскурсионных пакетов.

«Если летом мы видели спад продаж (из-за дороговизны продукта в первую очередь), то сейчас часть туристов, которые хотели побывать в стране, выбирают даты в период с ноября по март. Будем надеется, что эта тенденция продолжится, а на следующий год перевозчик поставит большие мощности на Москву и откроет другие города прилета в нашей стране», - выразил надежду г-н Обручев-Миронов.

Другие эксперты, однако, не разделяют оптимизма коллеги по ряду причин. Во-первых, Марокко все таки направление летнее, если говорить о массовом потоке. Что касается зимнего сезона, то, да, это идеальное время для экскурсионного отдыха, но здесь опять же стоит вопрос продвижения, а точнее – его отсутствия.

«Зимнее Марокко - очень интересный продукт, но нам нет смысла продвигать его исключительно своими силами. Судите сами: зима – это сложная логистика, это большие трудозатраты, а еще это прибыль, не соответствующая вложенным силам. Цены на групповые заезды невысокие, спрос при этом небольшой, а потому и рентабельность низкая. Мы могли бы нивелировать низкие доходы с экскурсионных групповых туров объемами продаж, но ведь этих объемов просто нет», - рассуждает Артур Мурадян из Space Travel.

Российские эксперты вновь и вновь возвращаются к вопросам грамотного продвижения направления.

«На мой взгляд, неверно выбран курс продвижения. Сейчас Марокко продвигает себя, в том числе как направление для гольф-туризма. Да, это элитный сегмент, однако он крайне несбалансирован по спросу, тоже самое касается и горнолыжного отдыха – это узкопрофильный сегмент, не имеющий отношение к массовому потоку», - отметил Артур Мурадян.

«На мой взгляд, неверно выбран курс продвижения. Сейчас Марокко продвигает себя, в том числе как направление для гольф-туризма. Да, это элитный сегмент, однако он крайне несбалансирован по спросу, тоже самое касается и горнолыжного отдыха – это узкопрофильный сегмент, не имеющий отношение к массовому потоку», - отметил Артур Мурадян.

Подводя итоги, эксперты отметили, что при отсутствии правильной рекламы Марокко на российском рынке, должной поддержки туроператоров со стороны властей страны, отсутствии адекватных тарифов на перевозку и как следствие привлекательных цен на туры, Марокко не стоит ожидать серьезного увеличения российского турпотока.

Александра Полянская, корреспондент «Вестника АТОР»

ВНИМАНИЕ:

Еще больше интересных материалов от АТОР - в нашем канале на Яндекс.Дзен.

Читать новости можно, подписавшись на Instagram-аккаунт Ассоциации туроператоров, на канал АТОР в Telegram или на обновления нашей странички в Facebook.

Бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".

Актуальные СПЕЦПРЕДЛОЖЕНИЯ туроператоров по турам за рубеж и по России смотрите в разделе СПО портала АТОР.

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР