Такой прогноз дал глава одного из крупнейших российских туроператоров по внутреннему туризму на проходящей в Москве выставке «ОТДЫХ Leisure 2021». По мнению эксперта, падение внутреннего турпотока составит не менее 20-25% в первый год после снятия ограничений на передвижения.
В рамках дискуссии на панельной сессии «Новые возможности в туризме и откуда они берутся?», прошедшей в рамках туристической выставки и форума «ОТДЫХ Leisure 2021» генеральный директор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин высказал ряд оценок происходящих в отрасли изменений.
Он также спрогнозировал наиболее вероятный сценарий развития событий в отрасли внутреннего туризма России после снятия ковидных ограничений на поездки в большинство зарубежных стран, популярных у российских туристов.
«ВСЕ ЧТО НАС НЕ УБИВАЕТ, ДЕЛАЕТ НАС ИНВАЛИДАМИ»
По мнению г-на Ромашкина, кризис, связанный с пандемией и соответствующими ограничениями на туризм, вопреки расхожим медийным клише, не создал никаких «новых возможностей» для внутреннего туризма.
«Есть некий штамп, крылатое выражение: все что нас не убивает, делает нас сильнее. Мне кажется гораздо более верным другой вариант: все, что нас не убивает, делает нас инвалидами», – сказал Сергей Ромашкин.
Глава «Дельфина» отметил, что в результате пандемии и связанных с ней ограничений туристический рынок, в том числе и рынок внутреннего туризма, болезненно деформировался.
«Дело не только в падении внутрироссийского турпотока. Деформировалась сама структура работы туроператорских компаний, деформировался и спрос», – пояснил он.
В числе признаков такой структурной деформации г-н Ромашкин называет невозможность перспективного планирования для развития новых продуктов из-за внезапно меняющихся правил игры в регионах, негативный инфофон и испорченные отношения с массой туристов из-за нескольких волн вынужденных аннуляций туров.
Туроператоры больше не могут полагаться на маркетинговые и рекламные инструменты: их возможности стали ничтожны по сравнению с внешними непредсказуемыми факторами. Бессмысленно вкладывать деньги в продвижение какого-либо направления или продукта, если туризм в стране или отдельном регионе может быть внезапно остановлен уже завтра «по щелчку пальцев», подчеркнул эксперт.
Наконец, произошла и очевидная ценовая деформация рынка: многие отели, особенно в высоком сегменте, а также ряд загородных объектов повышенного спроса, подняли цены на 50-100% (а иногда и более) по сравнению с 2019 годом.
ЭКСКУРСИОННЫЙ ТУРИЗМ НЕ ПОЛУЧИЛ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПОТОКОВ
Пандемия негативно повлияла и на сам ассортимент продуктов внутреннего туризма, отметил г-н Ромашкин.
«Если до пандемии пляжные туры составляли у нас около 50% продаж, а остальная часть приходилась на экскурсионный и оздоровительный туризм, то летом этого года мы видим, что более 80% туров, которые покупают туристы – это чистый «пляж». Экскурсионный туризм в России, увы, не получил никаких новых возможностей в виде роста турпотока, весь рост достался исключительно приморским пляжным регионам», – констатировал глава «Дельфина».
Как поясняет эксперт, дело кроется в самих принципиально разных свойствах этих двух видов турпродуктов.
«Если курорты юга России получили дополнительный поток из-за людей, и ранее выбиравших пляжный отдых, только на закрытых ныне зарубежных направлениях, в экскурсионном туризме такого не могло произойти. Если экскурсионному туристу хочется увидеть старую Вену или замки Франции, то их не заменишь Владимиром или Петербургом. Поэтому мы видим, что и в пандемию в экскурсионные туры едут все те же наши постоянные клиенты, и ранее ездившие по России, новых не прибавилось», – говорит Сергей Ромашкин.
ПАДЕНИЕ ОБЪЕМОВ ВНУТРЕННЕГО ТУРПОТОКА НЕИЗБЕЖНО
По словам гендиректора «Дельфина», в 2020 году падение объемов турпотока в компании составило -30% по сравнению с 2019 годом. Но в 2021-м, прогнозирует он, «Дельфин», скорее всего, превзойдет допандемийные показатели на 20-25% – за счет резко выросшего спроса на пляжные направления юга России и программы кешбэка, поддержавшей этот спрос.
Но и этот наблюдаемый рост во внутреннем туризме, предупреждает г-н Ромашкин, нельзя назвать органическим, он – вынужденный и пределы его вполне конечны.
«В отличие от наших коллег – туроператоров по выездному туризму, нас вовсе не ждет волна отложенного спроса после снятия пандемийных ограничений на поездки за рубеж. Напротив, внутренний туризм ждет резкий спад объемов. «Новые» внутренние туристы, которые ранее отдыхали за рубежом, уже порядком устали от вынужденной замены их любимых направлений внутренними. Поэтому российским пляжным курортам следует ждать неизбежного падения турпотока после возобновления массового выездного туризма», – прогнозирует Сергей Ромашкин.
«КАК В 2017, НО МАСШТАБЫ БУДУТ ДРУГИМИ»
Ситуация после открытия большинства массовых зарубежных направлений, по мнению главы «Дельфина», будет в принципе аналогична положению 2017 года. Тогда после закрытия Турции (в 2016 году) наблюдалась огромная волна спроса в выездном туризме и одновременно спад турпотока на внутренних направлениях (так же «вынужденно» выросшего в 2016 году).
В то время, вспоминает г-н Ромашкин, спад по югу России составил не менее 20-25% год к году в зависимости от курорта. Но следует учитывать, что тогда были закрыты только Турция и Египет, отмечает он.
Сейчас же на внутренних курортах отдыхает аудитория сразу нескольких массовых (и пока недоступных россиянам) зарубежных направлений, в том числе весьма емких (те же страны Юго-Восточной Азии, Тунис и пр.). Поэтому, когда все основные массовые направления откроются, спад во внутреннем турпотоке может быть и существеннее, чем в 2017 году, считает эксперт, но, по меньшей мере, никак не менее 25%.
ВОЗВРАТНОСТЬ «НОВЫХ» ТУРИСТОВ ОЦЕНИВАЕТСЯ НЕВЫСОКО, А ОТЕЛЯМ ПРИДЕТСЯ СНИЖАТЬ ЦЕНЫ
Вероятность того, что «новые» туристы, вынужденно открывшие для себя отдых в России, предпочтут в сколько-нибудь массовом количестве продолжать отдыхать здесь, игнорируя зарубежные страны, г-н Ромашкин считает очень низкой в силу объективных причин.
«Туристы в принципе очень консервативны, их привычки и вкусы устоялись, а нынешнюю ситуацию те же премиальные туристы все равно воспринимают как временный вариант», – подчеркивает он.
Коснется будущий постпандемийный спад прежде всего южных пляжных курортов. По мнению г-на Ромашкина, к такому сценарию Крыму и Краснодарскому краю стоит готовиться уже сейчас: для этого нужно строить новые туристические кластеры, делать ставку на круглогодичный и разнообразный турпродукт, модернизировать стратегию и каналы продвижения.
Кроме того, говорит эксперт, как и в 2017 году, российским отельерам также придется менять стратегию. Сейчас цены на внутреннем рынке неадекватно «перегреты», и снижение стоимости проживания в курортных отелях тоже неизбежно. Выиграет на нем тот, кто поймет этот тренд и снизит цены раньше, чем начнется первый низкий постпандемийный сезон.
Редакция «Вестника АТОР»
Фотография предоставлена Depositphotos.com
ВНИМАНИЕ:Еще больше материалов от АТОР – в нашем канале на Яндекс.Дзен.
Читать новости можно, подписавшись на Instagram-аккаунт Ассоциации туроператоров, на канал АТОР в Telegram, или на обновления нашей странички в Facebook и сообщества АТОР "Вконтакте".
Бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".
Новое: подписывайтесь на официальный канал АТОР в YouTube и вступайте в официальную группу АТОР в "Одноклассниках".