Отелям, авиакомпаниям, туроператорам и турагентствам станет дешевле принимать оплату картами. Ставка эквайринговой комиссии для них решением Центробанка временно установлена в размере «не более 1%» от суммы платежа по карте. Сейчас в большинстве случаев турфирмы платят банкам 1,25 -1,8% от каждой карточной транзакции.
На сайте Центрального Банка РФ 21 марта опубликовано решение Совета директоров ЦБ РФ от 18.03.2022 г. В соответствии с ним, ЦБ устанавливает для некоторых отраслей максимальный размер эквайринговой комиссии (платеж, который банк берет с подключенных к его сети торговых организаций за каждый платеж с использованием банковских карт) в 1% с каждой транзакции для некоторых организаций.
Решение временное: такая ставка установлена на период с 18 апреля по 31 августа 2022 года. Такой лимит установлен не для всех организаций принимающих карты, а только для тех, чей код MCC указан в тексте решения ЦБ.
ЧТО ТАКОЕ МСС-КОД И КТО ПОПАЛ В ЛЬГОТНЫЙ СПИСОК
Код МСС (Merchant Category Code) – международный четырехзначный код «вида торговой точки», который есть у любой организации, которая принимает оплату по банковским картам (с помощью POS-терминала или через интернет).
По МСС-коду банки, процессинговые компании и платежные системы определяют, продажей каких именно товаров или услуг занимается организация, подключенная к банку. Например, упомянутый в решении ЦБ РФ код 5411 обозначает магазины, занимающиеся продажей «мужской одежды и аксессуаров, включая одежду для мальчиков», а код 8241 – заочные школы с дистанционным обучением «по почте».
Важно: MCC-код присваивается любому продавцу товаров и услуг его банком-эквайером (банк, который обслуживает POS-терминал, установленный в организации, или обслуживающий платежи через интернет) еще на стадии заключении договора. При смене или уточнении вида деятельности код, как правило, можно поменять.
В решении Центрального Банка от 18 марта перечислены 568 различных MCC-кодов, организации-обладатели которых теперь будут платить банкам не более 1% от суммы каждой покупки у них по любой банковской карте.
Так, ЦБ ограничил эквайринговую комиссию для: ряда продуктовых магазинов и вендинговых автоматов, для многих непродовольственных магазинов (от одежды и товаров для дома до книжных, магазинов электроники, служб доставки, дискаунтеров и пр.), для оплаты жилищно-коммунальных услуг, для бензоколонок, аптек, клиник (оплата медицинских услуг), поездов и электричек, автобусных перевозок, для оплаты образовательных услуг, театров, кинотеатров и пр., а также ряд предприятий сферы турбизнеса.
ТУРБИЗНЕС ТОЖЕ ПОПАЛ В СПИСОК «ЛЬГОТНОГО ЭКВАЙРИНГА»
В число «льготников» по эквайринговой комиссии, согласно решению ЦБ от 18 марта, попали и организации в сфере туризма. Они тоже теперь должны отчислять банкам и процессинговым компаниям за эквайринг не более 1% от суммы покупки.
В частности, обслуживание платежей по картам в туризме станет дешевле для:
- любых отелей, мотелей, детских и спортивных лагерей отдыха (коды МСС 7011, 7032, 3501-3999)
- операторов железнодорожного транспорта (код МСС 4111 и 4112)
- авиакомпаний, реализующих билеты (общий МСС-код авиалиний 4511 и коды всех авиакомпаний – 3000-3350).
- турагентств, а также туроператоров, которые осуществляют прямые продажи туров и экскурсий, агентств по продаже авиа и железнодорожных билетов, экскурсионных бюро (код МСС 4722)
- некоторых объектов показа на туристических маршрутах (код МСС 7991: туристические достопримечательности и выставки, экспозиции, ботанические сады, ремесленные шоу, музеи и винодельни).
БОЛЬШЕ ВСЕГО ВЫИГРАЮТ АВИАКОМПАНИИ, ТУРОПЕРАТОРЫ И ТУРАГЕНТЫ
Подчеркнем: решение ЦБ не касается самих плательщиков (то есть туристов, оплачивающих отели, туры или билеты по картам). Для них все остается так, как и было ранее. Уменьшаются суммы, которые платят банкам сами компании-продавцы (туров, авиабилетов, размещения в отелях и пр.).
Важно: ограничения эквайринговой комиссии распространяются не только на терминальный эквайринг, но и на онлайн-платежи картами (e-commerce).
По оценкам экспертов, решение ЦБ об установлении максимального лимита эквайринговой комиссии в 1% больше всего повлияет на бизнесы с небольшой прибыльностью. Это авиакомпании (в нормальных условиях прибыльность 1-2%), туроператоры (3-5%), турагенты (7-8%).
«Сейчас ставка эквайринговой комиссии для туроператоров и турагентов в основном находится в диапазоне от 1,25% до 1,8% в зависимости от банка, иногда доходит и до 2,2%. С учётом небольшой прибыли туроператоров и турагентов выгода для участников туристического рынка существенная – турфирмы смогут уменьшить свои расходы на обслуживание платежей по картам в среднем от 25% до 45%, а иногда и больше. В текущих кризисных условиях это хорошая мера поддержки», – считает Тарас Кобищанов, вице-президент АТОР и генеральный директор туроператора «Русский Экспресс».
ТУРЫ И ОТЕЛИ НЕ ПОДЕШЕВЕЮТ, НО ТУРФИРМАМ, ГОСТИНИЦАМ И АВИАКОМПАНИЯМ СТАНЕТ ЛЕГЧЕ ЖИТЬ
Надо понимать, подчеркивают эксперты, что от введения временного лимита по эквайринговым комиссиям для туризма сами по себе туристические продукты и услуги дешевле для туриста не станут и не будут поводом для снижения цен.
Пример: при оплате картой тура на 120 тысяч рублей в турагентстве турагентство должно было раньше отдать банку в среднем от 1500 до 2160 р. за эквайринг, а теперь будет платить с этой суммы всего 1200 р. Экономия турагентств на платежах банку за такой тур в среднем составит, в зависимости от ранее действовавшего эквайрингового плана, от 300 до 960 р. Это всего 0,25%-0,8% от указанной суммы тура, такая скидка не будет для потребителя существенной.
Зато это поддержит рентабельность турагентств и туроператоров в условиях растущих издержек. Если взять тот же самый тур стоимостью 120 тыс. р., то турагент может получить за него комиссию 7-10% (т.е. 8,4 -12 тыс. р.). Из этих денег турагент ранее должен был отдать банку от 1,5 до 2,2 тыс. р. за эквайринг (то есть 12%-25% от своей комиссии). Теперь он будет отдавать банку уже 10-14% от своей комиссии.
В текущей ситуации такая мера ЦБ позволит турагентам, в меньшей степени – туроператорам и другим участникам туристической индустрии уменьшить свои обязательные расходы на обслуживание карточных платежей. Это позволит туркомпаниям быть и более финансово устойчивыми, и простимулирует более широкое распространение приема платежей по банковским картам в туризме, резюмируют эксперты.
Несмотря на то, что ЦБ позиционирует свое решение как временное (максимальная ставка эквайринговой комиссии в 1% установлена только на период с 18 апреля по 31 августа 2022 года), в турбизнесе надеются на продление этой меры: очевидно, что после лета положение участников отрасли не станет существенно лучше, так как спрос упадет из-за сезонного фактора и компаниям по-прежнему нужна будет поддержка государства.
Редакция «Вестника АТОР»
Фото: pxfuel.com
ВНИМАНИЕ:Обновляемая таблица с условиями въезда в 100 стран мира находится здесь, а таблица с актуальными ограничениями в 85 регионах России - вот здесь.
Еще больше материалов от АТОР – в нашем канале на Яндекс.Дзен.
Читать наши новости можно в официальном канале АТОР в Telegram (там не только они), в сообществе АТОР "ВКонтакте" и в официальной группе АТОР в "Одноклассниках".
Бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".