Новые санкции ЕС включают запрет на поставки в Россию авиатоплива. Это вряд ли отразится на туристах: самолеты в России заправляют собственным керосином, но даже снижение доли затрат на него, к сожалению, не приведет к удешевлению перевозки.
В пятницу, 8 апреля, Еврокомиссия объявила пятый пакет антироссийских санкций, в который вошел, в числе прочего, запрет на поставку в страну авиационного топлива из Европы. Вопросы у путешественников вызвала вероятность перебоев в работе авиации в этой связи. Однако специалисты рынка утверждают, что на туристов мера не повлияет.
В РОССИИ САМОЛЕТЫ ЗАПРАВЛЯЮТ ТОПЛИВОМ СОБСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
Самолеты в России заправляют авиационным керосином собственного производства – топливом ТС-1. Это относится также и к бортам зарубежных авиакомпаний, которые летают в Россию. Более того, российское топливо можно смешивать в крыле (самолеты заправляют «в крыло» – бензобаки у них расположены там) с топливом Jet A-1, на котором прилетают самолеты из-за рубежа.
Помимо этого, у российской стороны уже был опыт полного отказа от зарубежных поставок авиационного топлива: в начале пандемии коронавируса на фоне падения цен на нефть в мае 2020 года решением правительства на полгода был запрещен импорт в Россию большинства видов топлива, в том числе, авиационного. Никаких значительных перемен на рынке пассажирской авиации конкретно это решение не повлекло.
СТОИМОСТЬ ТОПЛИВА РОСЛА, НО ДОЛЯ В ЦЕНЕ БИЛЕТА СНИЖАЛАСЬ
До пандемии коронавируса Россия производила около 12 млн тонн авиакеросина в год, из которых на экспорт шла примерно одна пятая, и к 2021 году вернулась к сопоставимым объемам производства – 9,22 млн тонн за первые 9 месяцев.
При этом доля расходов авиакомпаний на топливо постепенно снижается: если в допандемийные годы это была примерно треть в общей структуре расходов перевозчика, то в прошлом году – только 21%. Такие выводы содержатся в докладе, подготовленном в декабре 2021 года профильными ведомствами для премьер-министра Михаила Мишустина.
СНИЖЕНИЯ СТОИМОСТИ БИЛЕТОВ ОБИЛИЕ КЕРОСИНА НА РЫНКЕ НЕ ПОВЛЕЧЕТ
Кроме того, согласно предварительным планам на год, авиакеросина российским перевозчикам понадобится меньше, чем в предыдущие годы. Если рынок будет придерживаться указанного правительством вектора и стремиться к объему пассажиропотока в 100 млн человек в 2022 году, то снижение спроса на авиаперевозки в целом по году составит порядка 10% (в 2021 году российскими авиакомпаниями было перевезено 111 тыс. пассажиров).
Заметен и спад международных перевозок – несмотря на то, что отдельные авиакомпании, например Turkish Airlines, увеличивают частотность рейсов на российском направлении, в целом количество выполняющих рейсы в Россию зарубежных перевозчиков значительно снизилось. Даже на фоне пандемии в начале 2021 года в Россию летали порядка 60 зарубежных перевозчиков, в марте 2022 года таковых осталось не более 35.
А если их нет, то и заправлять их здесь не нужно.
Теоретически такое положение дел могло бы сдерживать рост стоимости на авиабилеты, но так как это не единственный фактор, влияющий на ценообразование, и стоимость перелета для конечного потребителя зависит также от себестоимости обслуживания воздушных судов, спроса на авиаперевозки, фонда оплаты труда и так далее, в сложной экономической ситуации снижения стоимости авиаперевозки эксперты в 2022 году тоже не ждут.
Екатерина Тропова
Фото: pixabay.com
ВНИМАНИЕ:Обновляемая таблица с условиями въезда в 100 стран мира находится здесь, а таблица с актуальными ограничениями в 85 регионах России - вот здесь.
Еще больше материалов от АТОР – в нашем канале на Яндекс.Дзен.
Читать наши новости можно в официальном канале АТОР в Telegram (там не только они), в сообществе АТОР "ВКонтакте" и в официальной группе АТОР в "Одноклассниках".
Бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".