В четверг, 12 мая, в Дубае завершается крупнейшая туристическая выставка в регионе Arabian Travel Market 2022 (ATM). В этом году выставка символизирует восстановление туризма после ковида. Наш корреспондент в ОАЭ лично поговорила с ее участниками, в том числе и с Сираком Мурадяном, президентом Al Khalidiah Tourism, принимающей компании туроператора Space Travel.
ATM 2022 ВЫРОСЛА НА 85%
В этом году ATM проходит очень масштабно. О недавней пандемии на выставке напоминают только маски – больше никаких требований к участникам и посетителям не предъявлялось.
Как ожидается, с 9 по 12 мая мероприятие примет более 20 тыс. посетителей. В выставке принимает участие более 1500 компаний-экспонентов.
На выставочной площадке Arabian Travel Market 2022 представлены 112 стран – от Японии до Ямайки и от Южной Африки до Италии.
Площадь выставки в сравнении с прошлым годом увеличилась более чем на 85%, а количество стендов стран Ближнего Востока оказалось больше, чем в допандемийном 2019 года.
ГРОМКИЕ НОВИНКИ ВОСТОКА НА ATM 2022
Хэдлайнером выставки 2022 года стала Саудовская Аравия. Страна, будучи генеральным спонcором ATM 2022, представила один из самых больших стендов, активно участвовала в деловой программе.
Так, например, авиакомпания Saudi Arabian Airlines (SAUDIA) в рамках выставки официально запустила новую развлекательную систему в полете – Beyond.
Система предлагает пассажирам более 5000 часов фильмов по запросу, музыки, телешоу, документальных фильмов, игр и прямых телевизионных новостей на более чем 16 языках. Также перевозчик запустил новое ребрендированное бизнес-подразделение – SAUDIA Business, специализирующееся на решениях для путешествий в формате B2B для корпоративных, агентских и MICE-клиентов.
А Дубай впервые представил на выставке новый курортный городок в пустыне – Terra Solis, который откроется в сентябре 2022 года.
На курорте будут три вида объектов размещения, дизайнерский бассейн, ресторан, бар и кальянная, обещают и частичную интеграцию элементов фестиваля электронной музыки Tomorrowland.
КЛЮЧЕВЫЕ ТРЕНДЫ: IT-ТЕХНОЛОГИИ, НЕБОЛЬШИЕ АГЕНТСТВА, РОСТ РОЛИ ТУРИСТОВ ИЗ СТРАН ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА
На ATM 2022 была весьма обширная деловая программа. Большая ее часть была посвящена восстановлению туризма после пандемии ковида. И, как и случае предыдущих кризисов, эксперты видят ключ решения проблемы восстановления турпотоков в технологиях и углублении персонализированного подход к туристам.
Так, например, Александр Ли из Jumeirah International LLC отметил, что в период восстановления после пандемии в компании видят рост роли небольших агентств. Вероятно, причина в их более близких, практически «родственных», отношениях с клиентами.
Тренд на восстановление туризма был продемонстрирован на примере региона Персидского залива. Согласно исследованию, представленному на выставке аналитической компанией D/A, количество комментариев о путешествиях и постов о путешествиях в соцсетях от жителей стран Персидского залива увеличилось на 110% и 151% соответственно в период с 2019 по 2021 год.
Исследователи считают, что после двух лет вынужденного перерыва и жестких ограничений жители этого региона сейчас как никогда готовы путешествовать по миру и получать новые впечатления.
При этом путешественники из стран Персидского залива будут играть все большую роль в восстановлении индустрии въездного туризма многих стран мира, утверждают аналитики. Причина – высокая покупательная способность этих туристов.
По данным UNWTO, путешественники из стран Персидского залива тратят в 6,5 раза больше, чем туристы «в среднем по миру». Так, например, 40% путешественников из стран Персидского залива потратили каждый более 36 700 дирхамов (это более 734 тыс. р.) на свою последнюю поездку в Европу. А туристы из Саудовской Аравии, как сообщают аналитики агентства при ООН, тратят больше всего денег на поездки во всем мире.
РОССИЯНЕ НА ВЫСТАВКЕ НИ РАЗУ НЕ СТОЛКНУЛИСЬ С НЕГАТИВОМ
На выставке звучала и русская речь. Дмитрий Арутюнов, гендиректор туроператора «Арт-Тур», рассказывает, что интерес к российскому рынку в мире по-прежнему очень большой. Но особенно он сейчас заметен именно со стороны ближневосточного региона.
Один из главных вопросов, который мы задавали представителям российской туриндустрии, приехавшим на ATM – нет ли негативного или враждебного отношения к россиянам? Ответы были единодушны: нет. На выставке в Дубае посетители и участники из России такого категорически не заметили.
«Политика ОАЭ – очень мудрая и взвешенная. Никаких межнациональных конфликтов здесь просто быть не может, априори. Более того, многие наши партнеры высказывают нам поддержку. Обстановка на выставке рабочая, дружелюбная. Встреч назначено очень много», – рассказал Дмитрий Арутюнов.
AL KHALIDIAH: СТРАНЫ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА СТАНУТ ВАЖНЫМ ЯКОРЕМ РОССИЙСКОГО ВЫЕЗДНОГО ТУРИЗМА
Своими впечатление от ATM 2022 с «Вестником АТОР» поделился в блиц-интервью и Сирак Мурадян, президент Al Khalidiah Tourism, принимающей компании туроператора Space Travel.
- Сирак Самвелович, как вы оцениваете выставку Arabian Travel Market в этом году? Чем она отличается от предыдущих?
- Можно однозначно сказать, что выставка АТМ в этом году удалась. На период пандемии выставочная деятельность приостанавливалась, и ATM 2021 была много слабее нынешней выставки, все еще действовало много ограничений.
В этом году мы видим на АТМ очень большое количество участников – свой туристический потенциал представляют здесь практически все страны мира. Также впечатляет огромное количество посетителей. Первые два дня на нашем стенде, а также на стендах отельеров и принимающих компаний стояли очереди – в самом буквальном смысле.
- Много ли посетителей из России и стран СНГ?
- Да, и это меня очень радует. Только ко мне приехало для встреч из стран СНГ более 40 партнеров. Страны самые разные: Россия, Казахстан, Армения, Белоруссия, Узбекистан. Есть также партнеры из Грузии. Здесь очень много русскоговорящих гостей.
- Не чувствуется ли какое-либо напряжение по отношению к российским посетителям?
- Абсолютно не чувствуется. Все рады находиться на выставке. Здесь люди очень лояльно относятся ко всем, ОАЭ очень миролюбивая страна. Никаких стычек здесь быть не может. Все занимаются своими делами, своим бизнесом, и это нас очень радует.
- Какими вы видите перспективы ближневосточного туризма для российского рынка? ОАЭ уже стали популярным туристическим направлением для россиян. Есть ли вероятность активного развития туризма из РФ в других странах региона?
- Да, я считаю, что в условиях нынешних санкций именно направления Ближнего Востока будут одними из самых интересных и перспективных для российского выездного туризма. В их пользу играет, в том числе, и относительно небольшое время в пути. Но говорить о точных прогнозах по объемам роста турпотока в нынешней быстро меняющейся ситуации пока, безусловно, рано.
- Какие основные идеи звучат на выставке?
- Большая часть обсуждений касается восстановления индустрии после пандемии коронавируса. Туризм сильно пострадал в результате пандемии, и, конечно, все хотят, чтобы постковидное время наконец настало, а объемы бизнеса в дальнейшем были такими, как в этом году.
Признаки этого есть. Нынешний 2022 год стал успешным для туризма ОАЭ и, в частности, Дубая. Успешно прошла выставка EXPO 2020, в течение полугода отели были почти полными.
Сейчас наблюдается небольшой спад в связи с тем, что сократилось авиасообщение Ближнего Востока с некоторыми странами, включая Россию. Но люди с большой надеждой ждут налаживания стабильного бизнеса. Все хотят работать в таких же объемах, как и в доковидное время.
- Выставка ATM 2022 проходит в конце высокого туристического сезона в ОАЭ и в Дубае, в частности. Но в эмирате все более активно продвигают возможности летнего отдыха. Вы как принимающая компания видите рост количества туристов, приезжающих в ОАЭ в летний период?
- Да. С каждым годом количество туристов в ОАЭ в летнем сезоне растет, в том числе этот тренд касается и россиян.
В то время как многие летние направления в высокий сезон поднимают цены, ОАЭ в этот период цены снижает для привлечения туристов.
Летом отели и принимающие компании ОАЭ не только дают сниженные цены, но и выпускают большое количество акций и спецпредложений: бесплатное заселение детей, трансфер в подарок и т.д. В итоге в совокупности цена у турпакета в Эмираты летом очень привлекательная.
Мифы о «страшной жаре» тоже стоит развеивать. Средняя температуры в Дубае летом – 40-45 градусов днем. При этом утром и вечером – около 30-35. Но это не жарче, чем во многих южных странах.
То есть можно комфортно гулять, купаться в море и бассейнах. Все помещения кондиционируется, а бассейны в отелях – охлаждаются. Уверен, летний отдых в ОАЭ может быть привлекательным для многих туристов, и мы надеемся в этом году и на интерес россиян к летним Эмиратам.
Анна Бирюкова
Фото: АТОР, Terra Solis