Министр транспорта отчитался перед президентом. Российские авиакомпании недосчитались 9% пассажиров за первое полугодие 2022 года. Потери закрытых южных аэропортов составят от 10 до 19 млн пассажиров в зависимости от того, когда они будут открыты. А вот железнодорожная перевозка на российский Юг продолжает бить рекорды.
СКОЛЬКО ПАССАЖИРОВ ПОТЕРЯЛИ РОССИЙСКИЕ АВИАКОМПАНИИ
Пассажиропоток российских авиакомпаний в январе-июне 2022 года снизился на 9% по сравнению с аналогичным показателем 2021 года, следует из выступления министра транспорта РФ Виталия Савельева на совещании с Президентом Владимиром Путиным.
Согласно открытым данным, в 2021 году за этот период услугами российских перевозчиков воспользовались 44,1 млн человек. Таким образом, можно предположить, что в первом полугодии 2022 года речь идет о 35,1 млн пассажиров.
При этом важно понимать, что, во-первых, сравнительно небольшое падение пассажиропотока в расчете за полугодие обусловлено значительным ростом в первые два месяца 2022 года. Согласно же данным из открытых источников (Росавиация больше не публикует свою статистику), в июле крупнейшие российские перевозчики недосчитались 16% клиентов. У некоторых же падение объемов составило более 30%.
Во-вторых, в рекордный для российской гражданской авиации 2019 год за январь-июнь ее услугами воспользовались 57,7 млн человек. То есть в сравнении с этим периодом в 2022 году падение пассажиропотока составляет фактически 40%, что сопоставимо с уровнем кризисного 2020 года, когда авиакомпании потеряли 48% пассажиров.
АЭРОПОРТЫ ЮГА МОГУТ ОСТАТЬСЯ ЗАКРЫТЫМИ ДО КОНЦА ГОДА
Отдельно министр отметил, что сегодня российским перевозчикам доступны для полетов только 15 зарубежных направлений.
«Для транспортников это дает возможность раскрытия дополнительных внутренних туристических направлений. В числе которых Крым и Черноморское побережье», – сказал министр транспорта.
Однако, согласно приведенной министром статистике, из-за ограничения полетов в 11 аэропортов Юга России в период с мая по август они не досчитаются более 10 млн пассажиров, если не будут открыты за это время.
Цифра, очевидно, базируется на данных 2021 года, так как, по словам министра, «не учитывает дополнительно запланированных рейсов». Также, очевидно, здесь не учтены и потери авиации за счет транзитных пассажиров, которые не совершат и первый сегмент перелета, если вторым не полетят на юг.
Это полностью соответствует ранее сделанному в АТОР прогнозу.
Министр не исключил, что аэропорты могут оставаться закрытыми до конца года. В этом случае падение пассажиропотока по данным направлениям может составить до 19 млн. человек.
АВИАКОМПАНИИ УВЕЛИЧИВАЮТ ЧАСТОТУ РЕЙСОВ НА ПОПУЛЯРНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ
Чтобы компенсировать хотя бы отчасти падение пассажиропотока на южных направлениях, российские перевозчики переключают внимание на другие популярные у туристов направления. Согласно предоставленной министром статистике, только «Аэрофлот» и «Россия» увеличили частоту рейсов между:
- Москвой и Сочи – с 15 до 25 рейсов в день
- Москвой и Калининградом – с 8 до 12 рейсов в день
- Москвой и Минеральными водами – с 2 до 8 рейсов в день
Рекордный объем перевозки в 2022 году наблюдается между Москвой и Санкт-Петербургом. Авиакомпании совокупно выполняют на этом направлении 65 рейсов в сутки. При этом загрузка рейсов – на уровне 90%.
По словам Виталия Савельева, такого результата удается достигать благодаря сдерживанию роста цен на билеты. На направлениях Москва – Санкт-Петербург и Москва – Казань и вовсе наблюдается снижение тарифов. Этому, в свою очередь, способствует масштаб господдержки отрасли. В этом году авиаторы получат от государства в совокупности 183 млрд рублей.
КОГДА ПОЕЗД ОБГОНЯЕТ САМОЛЕТ
Ситуация с авиаперевозками на Юге России способствовала значительному росту пассажирских перевозок по железной дороге на южных направлениях.
По словам Виталия Савельева, за 6 месяцев текущего года в направлении курортов Черноморского побережья, Минеральных вод и Крымского полуострова перевезено 7,2 млн пассажиров. Этот показатель выше аналогичного за 2021 год на 20%.
Всего на южных направлениях в летний сезон планируется перевезти более 12 млн пассажиров, что выше уровня прошлого года на 43%.
При этом в направлении Краснодарского края и Минеральных вод в 2022 году планируется перевезти 9,8 млн пассажиров, что выше показателя прошлого года на 31%. А в направлении Крыма – 2,5 млн пассажиров, что в 2 раза выше прошлогоднего показателя.
«На весь туристический сезон будет обеспечена максимальное количество мест в продаже», – пообещал министр:
- в Адлер – 5,7 млн мест
- в Анапу – 2,3 млн мест
- в Новороссийск – 1,8 млн мест
- в Симферополь – 1,3 млн мест
- В Кисловодск – 1,2 млн мест
На глубину продаж 90 дней сейчас имеется в продаже 3,5 млн мест в поездах. Из них в направлении Крыма – 225 тысяч мест.
ЕДИНЫМ БИЛЕТОМ В АБХАЗИЮ ВОСПОЛЬЗОВАЛИСЬ ТОЛЬКО 700 ЧЕЛОВЕК
«Для увеличения транспортной доступности регионов мы активно внедряем мультимодальные транспортные перевозки с использованием единого билета», – подчеркнул Виталий Савельев.
Согласно статистике Минтранса, единым билетом по маршруту, включающим перевозку железнодорожным и автомобильным транспортом с возможностью добраться до автовокзалов Алушты и Ялты уже воспользовались более 4 тысяч пассажиров.
А вот по маршруту из России в Абхазию – пока только… 700 пассажиров.
Екатерина Тропова
Фото: Wikimedia Commons