Седьмой пакет санкций ЕС против России предполагает смягчение запретов в отношении поставок запчастей и технологий для нужд авиационной отрасли. Эксперты осторожно трактуют это как позитив. Но до тех пор, пока нет ясности, что именно разрешили поставлять, делать окончательные выводы преждевременно.
ИЗ ТЕКСТА РЕЛИЗА ЕС НЕ ЯСНО, ЧТО ИМЕННО «РАЗРЕШИЛИ» РОССИИ
Согласно новому, седьмому пакету санкций Евросоюза простив России, предполаются изменения «в сфере государственных закупок, авиации и юстиции».
«Например, техническая помощь России в области авиационных товаров и технологий будет разрешена в той мере, в какой это необходимо для обеспечения деятельности Международной организации гражданской авиации (ICAO) по установлению промышленных промышленных стандартов», – сказано в пресс-релизе Совета ЕС.
Кроме того, предполагается, что «запрет на заключение каких-либо сделок с российскими государственными организациями «будет несколько ослаблен». На фоне этой новости эксперты уже отмечают рост стоимости акций «Аэрофлота» на Мосбирже на 5%.
Однако сейчас нет никакой ясности, что именно и в каком объеме «разрешили» России. Поэтому любые выводы на данный момент преждевременны, подчеркивают эксперты.
У ЭКСПЕРТОВ НЕТ ОДНОЗНАЧНОЙ ТРАКТОВКИ ПОСЛАБЛЕНИЙ
Один из собеседников «Вестника АТОР», авиационный эксперт из Европы, также отметил, что текст документа не содержит точного разъяснения, что будут поставлять в Россию, однако с определенной долей уверенности можно утверждать, что речь о запчастях и технологиях, необходимых, например, для поддержания безопасности в экстренных случаях. И точно только о тех, которые не могут быть использованы только в гражданской авиации.
Тем не менее, эксперты компании Nemo.Travel оценивают шаг как «однозначно позитивный».
«Причин к такому шагу у ЕС много, среди них – обеспечение стандартов безопасности ICAO – более 500 бортов, которые в лизинге у российских эксплуатантов должны быть в рабочем состоянии, а не разобраны. Можно, конечно, сказать и про интерес лессоров, им тоже важно, чтобы борта были в адекватном состоянии, все может вернуться на круги своя», - отмечает Владислав Шевцов, директор по продажам и маркетингу Nemo.Travel.
С другой стороны, технические специалисты находят оптимизм преждевременным, отмечая, что с марта по июль поддержание летной годности воздушных судов в любом случае осуществлялось без надлежащих документов. Что уже негативно влияет на техническую оценку бортов российских эксплуатантов и их остаточную стоимость на открытом рынке.
Некоторые специалисты полагают, что неожиданное смягчение санкций со стороны ЕС – это признание их неэффективности. Техника продолжает эксплуатироваться, а запчасти поступают через третьи страны. Поэтому на данном этапе Европе важнее «сохранить лицо» и обезопасить себя, так как за безопасность полетов отвечает не только эксплуатант, но и производитель техники (проще говоря, доказывать постфактум, что какая-либо авария произошла не по вине Airbus, будет сложно).
Кроме того, одна из набирающих популярность версий – это «боязнь конкуренции». И раз санкции все равно не повлияли на геополитическую ситуацию, специалисты не исключают, что Европа будет предпринимать шаги, направленные на нормализацию отношений до того, как российская промышленность сможет полностью «импортозаместить» свою авиатехнику.
«Запчасти будут поступать, но через 3-4 руки, и Европе лучше контролировать это. Есть в том числе и лобирование собственного интереса. Им глобально неинтересно, чтобы мы все импортозаместили, наш рынок им по-прежнему интересен, да и конкуренция может возникнуть в перспективе 5-7 лет», – говорит г-н Шевцов из Nemo.Travel. Эксперт отмечает, что нынешние действия ЕС – лишь первый шаг в дальнейшей сложной работе по восстановлению авиасообщения, которое выгодно, в том числе, и европейским компаниям, вынужденным сейчас «облетать 1/8 суши».
РОССИИ НЕ СТОИТ ТОРМОЗИТЬ ПРОЦЕСС ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ
Не исключается также и версия, что нынешние послабления ЕС коснутся только бумажной работы, снимающей часть ответственности с зарубежных производителей и европейских регуляторов.
«В действительности Евросоюз разрешил только <...>часть «бумажной» работы и переписки. <...>Иначе говоря, сказанное не касается поддержания летной годности самолетов, находящихся в российском реестре, поставок покупных комплектующих изделий и проведения обслуживания», – написал в своем телеграм-канале бывший вице-президент по транспортной авиации ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» и генеральный директор Авиационного комплекса имени С. В. Ильюшина, российский политик Алексей Рогозин.
Российские политики уверены, что смягчение санкций не должно тормозить процесс импортозамещения. Согласно логике г-на Рогозина, «Запад продолжает подталкивать Россию» к необходимости полного импортозамещения иностранных бортов, включая и Boeing, и Airbus.
Не исключается специалистами также и версия, что это «хитрый ход». Иначе говоря, более тесная коммуникация с представителями российского авиационного рынка необходима европейским и международным регуляторам для того, чтобы иметь доступ к информации о состоянии находящейся в России авиационной техники, собирать сведения о динамике ее работоспособности и статистику отказов.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ АВИАРЫНОК ПОКА НЕ ДЕМОНСТРИРУЕТ ГОТОВНОСТИ ВОССТАНОВИТЬ ОТНОШЕНИЯ С РОССИЕЙ
Вместе с тем, другие события на рынке скорее опровергают версию о скорой нормализации отношений.
В частности, зарубежные лессоры списывают «российские» самолеты на убытки. Например, согласно публикации «Авиатранспортоного обозрения», даже China Aircraft Leasing Group Holdings Limited намеревается списать с баланса два «российских» самолета в связи с невозможностью возврата активов.
А один из двух крупнейших мировых производителей самолетов – концерн Boeing (правда, здесь необходима оговорка, что это все же американский, а не европейский, концерн), исключил из своего плана продаж на следующие 20 лет поставки в Россию. Ранее предполагалось, что за этот срок отечественные компании купят 1,5 тыс. самолетов производства Boeing.
Кроме того, важно понимать, что для российских самолетов небо сейчас закрыто на несколько «замков»: это и технические ограничения по линии EASA, и политическая воля правительств ЕС и США, и технологические ограничения американского Минторга.
Поэтому, как бы то ни было, значительный оптимизм в отношении «послабленийв седьмом пакете ЕС» эксперты авиарынка считают преждевременным, отмечая (впрочем, как обычно) что для любого рынка послабления сейчас лучше, чем ограничения.
Екатерина Тропова
Фото: АТОР