Поездами дальнего следования в январе-сентябре 2022 года воспользовались 83 млн человек, что на 15,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Темп роста пассажиропотока на железной дороге превысил прогнозный. Кроме того, ковид и другие кризисы заметно изменили долю пассажиров, предпочитающих поезд самолету.
ТЕМП ПРИРОСТА ПАССАЖИРОПОТОКА У РЖД УВЕЛИЧИВАЕТСЯ
За январь-сентябрь услугами поездов дальнего следования на российских железных дорогах воспользовались 83 млн человек, что на 15,3% больше, чем годом ранее. При этом в сентябре в путешествие отправились 9,4 млн человек, что на 20,6% превышает показатель сентября прошлого года.
С мая по сентябрь 2022 года поезда дальнего следования получили 56,7 млн пассажиров, на 17,3% больше, чем в прошлый туристический сезон. Из них более 10 млн человек совершили поездки в направлении курортных городов Юга России, это на треть больше, чем в 2021 году и на 10% больше, чем в доковидном 2019 году.
ТРИ ВАЖНЫХ ВЫВОДА ИЗ ПРИВЕДЕННОЙ СТАТИСТИКИ
У этой статистики есть три важных особенности.
Первая: она превосходит прогнозные показатели.
Согласно сделанным в мае 2022 года заявлениям, по итогам года рост ожидался на уровне 4,4%, исходя из цифр, которые озвучивал начальник департамента пассажирских перевозок компании «РЖД» Николай Костенко. Он давал прогнозные показатели с учетом пригородного сообщения, а в этом сегменте рост не такой заметный, как в дальнем следовании, но и здесь реальный прирост тоже выше прогноза.
Вторая: РЖД все равно вряд ли дотянет до «доковидного» уровня.
В 2019 году было перевезено в поездах дальнего следования 116,5 млн человек. Даже если среднегодовой темп прироста сохранится, то это даст железным дорогам в итоге только порядка 107 млн пассажиров по итогам 2022 года.
Третья: судя по всему, поезда обгонят самолеты по количеству пассажиров.
И это новая тенденция. Точнее, возвращающая рынок к середине прошлого десятилетия. В «доковидном» 2019 году услугами железных дорог в части поездов дальнего следования воспользовались 116,5 млн человек, а российскими авиакомпаниями – 128 млн. человек. Совокупно с иностранными авиакомпаниями летающих в Россию, из России и по стране было и вовсе более 220 млн. пассажиров.
Даже в 2020 году, когда вся транспортная отрасль заметно пострадала от ковида, поездами путешествовать отправились 67,4 млн человек, а самолетами российских авиакопманий - 69,2 млн человек.
В 2021 году РЖД отчитались о 92 млн пассажиров поездов дальнего следования, а авиакомпании – 112 млн человек.
В 2022 году даже самый оптимистичный прогноз по авиаперевозкам – а именно директива правительства – обещает рынку только 100 млн пассажиров. Но, скорее всего, и этих цифр достичь не удастся.
Таким образом, у РЖД есть все шансы получить в 2022 году уникальную статистику.
НАСКОЛЬКО ВЛИЯЮТ НА СТАТИСТИКУ РЖД ЮЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ?
Конечно, для железных дорог это не вполне органичный прирост, так как обусловлен он отчасти закрытием южных аэропортов.
Специалисты рынка полагают, что если аэропорты Юга будут открыты, то динамика роста пассажиропотока РЖД не сохранится, если будут открыты южные аэропорты.
«Что касается перспектив, динамика железнодорожного трафика не сохранится, если будет открыто прямое авиасообщение с такими монстрами южного трафика, как Симферополь, Анапа или Ростов», – говорит эксперт по транспорту, автор сайта Транссиб.ру и телеграм-канала «Блокнот Перископа» Сергей Сигачев.
С ним соглашается и вице-президент АТОР, директор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин, который полагает, что туристы в 2022 году не по своей воле «предпочли» поезда.
«Это вынужденный шаг туристов при закрытых аэропортах. Если авиаперевозки не будет, железнодорожная будет расти», – говорит эксперт.
Аналогичного мнения придерживаются и в «Интуристе».
«Если будет закрыто как минимум 5 аэропортов России, то, несомненно, повышенный спрос на железнодорожные билеты сохранится», – считает представитель компании.
Однако важно заметить, что когда речь о южных направлениях, эти замечания справедливы именно для туристической перевозки. Если же говорить о «пассажирах вообще», путешествующих с разными целями, то на юг отправились всего 10 млн человек за сезон. То есть если бы туда не поехал вообще никто, то в целом тенденции и вектор развития ситуации сохранились бы.
Однако с точки зрения развития именно туристической перевозки у туротрасли есть и свои определенные опасения. Так, один из собеседников «Вестника АТОР» из другой компании отметил, что обеспокоенность вызывает отсутствие развития идеи субсидирования блоков мест в поездах дальнего следования и внедрение туроператорского тарифа, которые призваны были нарастить уровень сотрудничества туристической и железнодорожной отраслей.
В части же «перевозки вообще» РЖД постоянно рапортует об успехах в коммуникации с пассажиром и растущем уровне комфорта.
Например, недавно в официальном телеграм-канале компании написали, что с начала года запустили 6 новых маршрутов поездов дальнего следования. В частности, Йошкар-Ола – Нижний Новгород – Санкт-Петербург, Нижний Новгород – Киров, Таганрог – Санкт-Петербург и другие.
А также развивают мультимодальные перевозки с использованием различных видов транспорта.
Например, в период летней навигации – с использованием водного транспорта (маршруты Санкт-Петербург – Кронштадт, Петрозаводск – Кижи, Сортавала – Валаам и Нижний Новгород – Городец).
Кроме того, мультимодальные перевозки с авиатранспортом теперь работают для аэропорта Сочи.
В РЖД также обещают, что билеты на новые и привычные поезда скоро можно будет оплачивать через СБП, поскольку 3/4 билетов на поезда дальнего следования россияне покупают онлайн.
«Вызовы последних лет показывают нам, что ключевыми задачами являются быстрая адаптация к изменениям и максимальная цифровизация процессов», – подчеркнул замглавы РЖД Дмитрий Пегов.
Система оплаты через СБП уже в октябре должна стать доступной на сейте и в мобильном приложении компании.
Екатерина Тропова
Фото: сайт РЖД