Авиационные эксперты на этой неделе спрогнозировали «нехватку авиаперевозки между Россией и Китаем». В 2023 году, вероятно, будет выполняться треть от объемов 2019 года. Однако данные пограничников и оценки экспертов туррынка говорят, что для нужд туристов провозных мощностей пока хватает. Первостепенны же сейчас совсем другие вопросы.
Путешественники могут недосчитаться 60%-70% провозных мощностей между Россией и Китаем в 2023 году по сравнению с 2019 годом. Такое мнение озвучил замглавы Минтранса Валентин Иванов, на которого ссылается РБК в статье, опубликованной утром 27 февраля.
Суть проблемы аналогична той, которая годом ранее возникла на турецком направлении: Китай не горит желанием принимать российские самолеты с двойной регистрацией (а других у нас пока не очень много), а российские власти не хотят пускать китайских перевозчиков свыше паритетных квот.
В РБК сообщают, что ряд представителей российского бизнеса предлагают пренебречь принципом взаимности и предоставить преференции китайским авиакомпаниям, чтобы те могли покрывать растущие потребности рынка своими силами. Так, по мнению представителя «ОПОРЫ России», в этом случае рейсами между РФ и КНР могут воспользоваться «до 5 млн человек».
По опыту прошлого года, Минтранс подобные решения (нарушение паритета) не приветствует. Вопрос, однако, даже не в этом, а в том, действительно ли на китайском направлении ожидается дефицит туристической перевозки, и какой именно – для российских или для китайских туристов?
СКОЛЬКО ПАССАЖИРОВ НА САМОМ ДЕЛЕ ЛЕТАЛИ МЕЖДУ КИТАЕМ И РФ ДО ПАНДЕМИИ
Самый надежный источник для ответа на этот вопрос – данные Пограничной службы ФСБ РФ. Согласно ним, суммарный объем авиаперевозок между двумя странами в 2019 году составил 4,2 млн пассажиров (важно не забывать, что два пассажира равны одному туристу – поскольку он летит «туда», и «обратно»).
Если говорить о людях, то в 2019 году 678,5 тыс. россиян вылетели прямыми рейсами в Китай, а 1,423 млн граждан Китая прибыли по воздуху в Россию. По разным данным, услугами именно российских авиакомпаний воспользовались от 2,4 до 2,9 млн пассажиров (или от 1,2 до 1,45 млн граждан обеих стран ).
По тем же данным погранслужбы ФСБ, доля классических туристов в общем потоке россиян, выезжающих в Китай в 2019 году (по всем направлениям, всеми видами транспорта) составляла порядка 35%.
Если брать только авиатранспорт, то из всех россиян, отправившихся в Китай самолетом в 2019 году, более 40% (280 тыс человек) полетели на остров Хайнань чартерами – все они классические туристы. А вот доля туристов в авиационном пассажиропотоке именно на материковый Китай составляла максимум 10%. Остальное – это частные, учебные и бизнес-поездки россиян (не туристические) .
Исходя из приведенных выше цифр, можно предположить, для закрытия потребностей всех россиян в перевозке на материковый Китай, даже если считать, что туристический спрос достигнет уровня 2019 года, нужны всего порядка 800 тыс. кресел (суммарно «туда» и «обратно»). Российским классическим туристам, которые едут на материк, понадобится в разы меньше.
Но и это теория. На практике, в 2023 году, по подсчетам нескольких профильных туроператоров, туристический поток между двумя странами восстановится в лучшем случае на 30-40% от доковидного.
Исходя из прогноза Минтранса, озвученного на страницах РБК, российские авиаперевозчики в этом году предложат порядка 0,9-1,2 млн кресел на всех направлениях между Россией и Китаем (включая Хайнань). А это означает, что для закрытия даже «доковидных» потребностей всех российских граждан (и туристов, и людей, едущих на материковый Китай с другими целями) этого, при прочих равных условиях, должно вполне хватить.
ДВЕ ГРАНИ ТУРИЗМА В КИТАЙ И ВИЗОВЫЙ ВОПРОС
С точки зрения выездного турпотока в Китай из России основная проблема сейчас состоит вообще не в авиасообщении – по всем свидетельствам опрошенных туроператоров, занимающихся этим направлением, его пока хватает на то количество граждан, у которых есть китайские визы. Более всего нуждается в решении визовый вопрос.
При определении потребностей российских классических туристов в авиаперевозке в Китай важно понимать, что турпоток всегда делился на две неравномерные части. Первая – почти на 100% туристический Хайнань с массовым туризмом по групповым спискам безвизового обмена и чартерами.
«Для российского массового туриста важен именно Хайнань. По нескольким причинам: это, во-первых, море, пляж, а также санаторно-курортные программы, а, во-вторых, доступность для путешественников из Сибири», – говорят специалисты ICS Travel Group, с которыми согласны другие опрошенные участники рынка. Увы, но сейчас на Хайнань массовый туризм в «доковидном» виде из РФ невозможен: нет решения по групповым безвизовым спискам.
Спрос же на материковый Китай и до пандемии никогда массовым не был – это 30-40 тысяч человек в год по самым оптимистичным оценкам. Если говорить о спросе в России на экскурсионные турпоездки и сити-туры в материковый Китай, то даже текущей авиаперевозки будет достаточно, говорят эксперты.
«Рейсы сейчас летают, цены приемлемые. Интерес к Китаю у россиян стабильный, мы получаем запросы на туры туда ежедневно. Основной вопрос, который остается нерешенным – это визы. Пока он не решен, говорить о реальном уровне спроса сложно», – оценил ситуацию руководитель отдела маркетинга туроператора China Travel Евгений Глотов.
Аналогичным образом ситуацию видят и специалисты туроператора ВЕДИ-ГРУПП.
«Мы получаем 2-3 заявки в неделю на индивидуальный расчет туров в материковый Китай и Гонконг, и о потоке говорить не можем, поскольку вопрос с визами пока не решен. А полетные программы в целом разнообразные, есть из чего выбрать», – говорит представитель туроператора, отмечая, что удовлетворить потребности относительно немногочисленных экскурсионных туристов могут также стыковочные рейсы в Китай, например, через ближневосточные хабы.
Ждут решения визовой проблемы и в PAC Group, где в 2019 году спросом пользовались как раз преимущественно экскурсионные туры по материковой части страны.
«Авиасообщения с материковым Китаем для туризма сейчас достаточно. Популярные аэропорты прибытия – Пекин и Шанхай», – говорят представители туроператора.
Кроме того, эксперты туротрасли отмечают, что если КНР нужен существенный рост турпотока из России именно на материк, то кроме решения визового вопроса Китаю потребуется совсем иной уровень маркетинга и взаимодействия с российскими туроператорами на отечественном рынке. Парадокс, но потенциальные туристы и турагенты в России просто не обладают достаточным количеством сведений об экскурсионном Китае и таком турпродукте, хотя он гораздо богаче, чем в любой европейской стране.
Если же вести речь о потребностях массовых российских «пляжных» туристов, то им нужно скорейшее решение вопроса о безвизовых списках и возможность постановки туроператорами чартеров на Хайнань.
ХВАТИТ ЛИ РЕЙСОВ В РОССИЮ ДЛЯ КИТАЙСКИХ ТУРИСТОВ
Несколько иным образом обстоит дело, если говорить о въезде китайских туристов в Россию. Пассажиропоток из Китая в доковидные годы, в отличие от российского в Китай, как раз был представлен преимущественно туристами (более 65% от всех въезжающих в 2019 году).
Сейчас Россия выдает гражданам КНР индивидуальные туристические визы (достаточно дорогие), но вопрос с возможностью «безвизового» въезда по туроператорским спискам для китайцев, так как это двустороннее соглашение, также остается нерешенным. А ведь основной объем туристов из КНР до пандемии приезжал именно по «безвизу».
Собеседники «Вестника АТОР» на рынке въездного туризма отмечают, что путешественники из КНР действительно с желанием бы поехали бы в Россию. И вот для них, так как потенциал спроса с китайской стороны гораздо выше, уже могут понадобиться также и дополнительные провозные мощности. Правда, вероятно, они будут нужны тоже не в этом году.
«Китайцы хотят летать везде. Если на направлении есть рейс, то они обязательно им воспользуются. Самолеты в Россию пустыми летать не будут», – иронизирует один из опрошенных специалистов.
Вице-президент АТОР по вопроса въездного туризма, заместитель генерального директора туроператора «Академсервис» Александр Курносов оценивает потенциальный спрос на туры в Россию со стороны китайских туристов максимум в 1,5 млн визитов.
«Напомню, что в допандемийные годы доля России составляла всего чуть более 1% от всех зарубежных туристических поездок китайских туристов (150 млн. выездов за рубеж из КНР в 2019 году). Поэтому потенциально возможный спрос на поездки в РФ – до 1,5 млн. туристов в год – и то при условии решения вопроса с провозными емкостями и положительным решением вопроса о безвизовом обмене», – объясняет эксперт.
Однако, по словам вице-президента АТОР, и до этого уровня восстановление китайского турпотока в Россию произойдет отнюдь не сразу.
«В 2023 году вряд ли можно рассчитывать на полное восстановление объемов, поэтому 400-500 тыс. туристов из КНР – это будет уже неплохой показатель для 2023 года. Таким образом, въездной туризм из Китая восстановится не более чем на 30% от уровня 2019 года», – говорит вице-президент АТОР.
А вот для дальнейшего прогресса уже нужно увеличение провозных мощностей, говорит эксперт. Без него спрос не сможет активно проявиться. И, в первую очередь, понадобятся рейсы в Москву и Санкт-Петербург как самые востребованные направления у китайских туристов в допандемийное время.
На пути роста китайского турпотока, впрочем, стоят и другие преграды. Во-первых, стоимость туров в РФ выросла в сравнении с 2019 годом: повысились цены на гостиницы и другие туристические услуги, укрепился рубль. Кроме того, пострадала и сама инфраструктура приема китайских туристов: многие гостиницы и рестораны попросту «разучились» их принимать, не хватает и гидов.
ВЫВОДЫ: АВИАПЕРЕВОЗКИ МЕЖДУ РОССИЕЙ И КИТАЕМ ПОКА ДОСТАТОЧНО. НУЖНЫ БЕЗВИЗ И ЧАРТЕРЫ НА ХАЙНАНЬ
Таким образом, можно сделать несколько выводов относительно авиаперевозки между Россией.
Даже если сбудутся оптимистичные прогнозы туроператоров, то на 2023 год провозных мощностей, объявленных Минтрансом, с учетом паритетности перевозки, туристам (и российским, и китайским) хватит. Расширение полетных программ потребуется в будущем году.
Для российских туристов на данный момент проблема авиаперевозки несущественна, поскольку нет, по сути, самого туризма – соответствующие визы не выдаются китайской стороной, а безвиз не заработал. Но даже если визовый вопрос решится, то заинтересованы российские туристы, в первую очередь, в чартерах на Хайнань, а не в регулярных рейсах в материковый Китай (туристы в этом потоке составляли даже до пандемии не более 10%).
О туроператорской перевозке (чартерах) в материковую часть страны говорить в 2023 году даже не приходится. Материк – это экскурсионные, а не пляжные туры, и таких туристов для чартеров мало, кроме того, и готовых экскурсионных турпродуктов для россиян в Китае под чартеры нет.
Если же именно материковый Китай требует роста российского турпотока, то это задача уже не для авиаторов, а для маркетологов и всех тех, кто продвигает турпродукт: сейчас обычные россияне и турагенты слишком слабо ориентируются в богатейших туристических возможностях экскурсионного Китая.
Екатерина Тропова
Фото: piqsels.com