По данным ТКП одним из основных трендов развития авиаотрасли в 2022 году стало значительное уменьшение глубины бронирования авиабилетов. А судя по самым загруженным направлениям (особенно на международных линиях), подавляющее большинство авиапассажиров в минувшем году составили именно туристы. О чем еще говорит статистика?
Российская авиационная отрасль уже год функционирует на фоне небывалой экономической турбулентности. Эксперты и отраслевой регулятор подводят итоги работы за самый, пожалуй, непростой для авиаперевозчиков и других игроков рынка год.
10 марта прошло итоговое расширенное заседание коллегии Росавиации, где руководители ведомства официально озвучили статистические показатели отрасли. А 14 марта об основных тенденциях развития авиаперевозок в 2022 году рассказали специалисты ТКП – организация занимается сбором статистики авиационной отрасли и анализом полученной информации.
Выводы озвучила руководитель коммерческого отдела ТКП Оксана Данилова на конференции Intelligent Travel Marketing: «Технологии и туризм: новые горизонты» в рамках выставки «Интурмаркет», прошедшей в Москве.
Основными факторами, влияющими на отрасль, названы закрытие аэропортов Юга России, проблемы с доступом к зарубежному IT и, как следствие, переход на отечественные системы бронирования, а также трудности с получением запасных частей из-за западных санкций.
Вместе с тем, из приведенных данных видно, что на поведение пассажиров влиял преимущественно фактор значительного изменения привычной международной маршрутной сети.
РОЛЬ ЗАРУБЕЖНЫХ АВИАКОМПАНИЙ ДЛЯ РОССИЙСКИХ АВИАПАССАЖИРОВ ВОЗРОСЛА
Как ранее подтвердила Росавиация, российские авиакомпаниями по итогам 2022 года перевезли чуть более 95 млн пассажиров, при этом 82% – это перевозки на внутренних авиалиниях.
В ТКП напоминают, что от уровня 2021 года общий объем авиаперевозок восстановился на 86%, в международном сегменте – на 74,4%, во внутреннем – на 88,8% от показателей 2021 года.
Из характерных особенностей года в ТКП отмечают рост спроса на авиабилеты в страны СНГ на 30% по сравнению с 2021 годом.
Также интересно, что пассажиропоток аэропортов просел значительно меньше, чем у авиакомпаний. Их услугами в 2022 году воспользовались в совокупности 185,3 млн пассажиров, что всего на 10% меньше, чем годом ранее.
Причем в международном сегменте количество пассажиров даже выросло на 550 тыс. человек, составив 30 млн пассажиров. Можно предположить, что такой эффект достигается за счет присутствия на российском рынке зарубежных авиаперевозчиков.
По состоянию на 10 марта 2023 года, по данным Росавиации, из России прямые рейсы выполняются в 34 страны. В 22 государства летают 14 российских авиакомпаний, из 27 государств в Россию прилетает 53 иностранные авиакомпании.
Проседание пассажиропотока российских аэропортов возникло за счет пассажиров внутренних линий. Что можно объяснить как раз закрытием аэропортов Юга России.
Характерно также, что основу пассажиропотока в 2022 году составили именно туристы. 17,5% всех слетавших за рубеж авиапассажиров направлялись в курортные Анталью, Хургаду или Шарм-эль-Шейх.
Судя по рейтингу самых загруженных международных направлений, удельный вес туристов среди международных авиапассажиров увеличился минимум в два раза в сравнении с 2019 годом.
АВИАЦИОННАЯ ПОДВИЖНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ В 2022 ГОДУ СНИЗИЛАСЬ
Вместе с тем, из доклада Росавиации стало известно, что самый, пожалуй, важный с точки зрения как конечного потребителя, так и туристической отрасли, показатель – авиационная подвижность населения – в 2022 году оказался значительно ниже планового.
«В 2022 году обеспечена авиационная подвижность населения на уровне 0,65 полетов на 1 человека в год, что ниже плана (0,85)», – говорится в документе.
По оценкам специалистов отрасли, в 2021 году этот показатель составлял 0,76 полетов на человека в год. Столь низкие, как в 2022 году, результаты наблюдались в 2020 году – на фоне пандемии коронавируса, а до этого – ранее 2017 года.
Согласно ранее принятой транспортной стратегии РФ, к 2036 году авиаподвижность населения должна была оказаться на уровне 1,14–1,3 полета на человека в год.
При этом в докладе отмечается, что совокупный бюджет программ поддержки авиационной отрасли составил в 2022 году составил 174,2 млрд рублей. Основная сумма в 100 млрд была направлена на выплаты авиакомпаниям непосредственно за перевезенных пассажиров. Как отмечают эксперты авиационного рынка, на 2023 год такой поддержки в аналогичных объемах не предусмотрено.
Снизилась также т средняя глубина бронирования авиабилетов. Если в начале 2022 года она составляла 33-34 дня до вылета, то минимальных значений достигла в октябре, когда перелеты планировали в среднем за 13 дней. Начало «кризиса планирования» ожидаемо пришлось на март 2022 года.
ТУРИСТ ХОЧЕТ ЛЕТАТЬ ЗА РУБЕЖ, НО РЕШАЕТСЯ В ПОСЛЕДНИЙ МОМЕНТ
Из приведенных данных можно сделать несколько выводов, имеющих непосредственное влияние на развитие туристической отрасли.
Несмотря на то, что в официальной риторике отсутствует акцент на эту причину, основным фактором, влияющим на поведение россиян как авиапассажиров, стали ограничения на выполнения полетов со стороны иностранных государств, и, как следствие, сокращение доступной маршрутной сети. В этой связи восстановление пассажиропотока внутри страны происходило намного быстрее, чем на международных линиях.
При этом среди тех, кто продолжил летать за границу, значительно выросла доля туристов, что означает увеличение зависимости авиационной отрасли от туристической.
Несмотря на то, что внутри страны ситуация с авиаперевозками намного лучше, чем на международных линиях, авиационная подвижность населения уменьшается. Избежать этого негативного эффекта не помогли даже государственные субсидии, которые в 2023 году не будут выделяться в соответствующих объемах.
Так как международные авиаперевозки по итогам года превзошли ожидания правительства, а внутрироссийские, напротив, не дотянули до плановых показателей, эксперты авиационной отрасли предлагают бизнесу при формировании планов ориентироваться на то, что российские туристы все равно хотят и будут летать за границу, голосуя рублем за эти направления. Но на поездку решаются неуверенно и в последний момент.
Екатерина Тропова
Фото: piqsels.com, АТОР