В конце марта в Мурманске стартовал масштабный проект Национального туроператора АЛЕАН «Экспедиции к лучшим традициям», приуроченный к 30-летию компании. Цель проекта – познакомить туристов с миром коренных народов. Расскажем и покажем, как будут выглядеть этнические туры к древнейшему северному народу – саамам.
Национальный туроператор АЛЕАН по случаю своего юбилея готовит впечатляющий подарок всем любознательным путешественникам–этнические туры, в рамках которых туристы смогут прикоснуться к загадочному миру коренных народов разных регионов России.
ПРОЕКТ «ЭКСПЕДИЦИИ К ЛУЧШИМ ТРАДИЦИЯМ» УСПЕШНО СТАРТОВАЛ В МУРМАНСКЕ. ТУРИСТАМ ТАКИЕ ТУРЫ БУДУТ ДОСТУПНЫ УЖЕ В ЭТОМ ГОДУ
В рамках проекта, получившего название «Экспедиции к лучшим традициям», туроператор сформирует туры в Карелию, Алтайский край, Дагестан, Астрахань, Краснодарский край, Тыву, Югру, Сахалин и на Байкал.
Стартовал проект в конце марта в Мурманске. АЛЕАН познакомил журналистов федеральных и туристических СМИ, среди которых была и корреспондент «АТОР», с культурой и традициями саамов.
Туристам этнические туры в Мурманскую область будут доступны уже в этом году. Предполагается, что тур продолжительностью 3 дня можно будет купить за 40 тыс. р. на человека, без учета дороги. Расскажем и покажем, что ждет туристов в таком туре.
СААМЫ: ЧТО ЭТО ЗА НАРОДНОСТЬ?
Саамы, они же лопари, как раньше называли их русские, и лаппи, как их называли финны – коренной малочисленный народ Севера. Кстати,от названия этой народности пошло и название Лапландия. Переводится просто: «земля лопарей, лаппи».
Финляндия, Норвегия и Швеция – основные страны, где проживают саамы (или, по-фински – саами). Всего в мире их осталось, по разным данным, от 60 до 80 тыс. человек. В России насчитывается около 2 тыс. саамов и почти все они (около 1,6 тыс. человек) живут на Кольском полуострове.
Несмотря на малочисленность, саамы сохранили свою культуру, самобытность, соблюдают свои обычаи и традиции. И с удовольствием знакомят с ними туристов.
«ОЛЕНИЙ ДВОР». ЗНАКОМСТВО С БЫТОМ СААМОВ
На станции Лопарская, в 30 км от Мурманска живет семья саамов. Представитель семьи, девушка Полина, рассказывает, что в последние годы интерес туристов к жизни коренных народов Севера заметно вырос, поэтому семья сформировала для туристов программы, в рамках которых путешественники приходят в гости к семье и знакомятся с их жизнью. Свое подворье назвали «Олений двор».
У Полины красивые, голубые, словно льдинки, глаза, русые волосы, на ней колоритный национальный костюм.
Заметив, как удивленно мы смотрим на такой образ, не совпадающий с нашими представлениями об особенности внешности северных коренных народов, Полина констатировала: «Да, у нас обычная европейская внешность. У многих саамов голубые глаза, что выдает в нас жителей арктической зоны. Цвет волос не черный, как многие думают, а светлый, скандинавский».
В «Оленьем дворе» Полина принимает гостей, ведет экскурсии, рассказывая туристам про саамов. Начинается и заканчивается экскурсия у куваксы–традиционного переносного жилища, внутри которого приятно пить травяной чай, приготовленный на открытом огне.
Кувакса установлена на подворье неслучайно. Во-первых, для того, чтобы познакомить с традиционным укладом жизни туристов, а во-вторых, показать разницу между жилищем современным (живет семья в доме) и древним. Полина говорит, что, несмотря на то что цивилизация, конечно, во многом заменила традиционный уклад, саамы пытаются сохранить культуру своего народа.
«Из-за страха репрессий саамы скрывали свое происхождение, что соответствующим образом сказалось и на сохранности языка. В детстве я слышала, как говорит на саамском языке моя бабушка, но не всегда все понимала. Сейчас мы пытаемся решить проблему утраты родного языка. Мы разработали приложение, по которому можно учить саамскую грамматику, слушать речь носителей. Кстати, в приложении мы использовали образ моей маленькой дочери. Она тоже учит саамский язык»,– рассказывает Полина.
Что касается оленей, то сейчас нам уже необязательно кочевать вместе с оленьим стадом. Мы можем выезжать в тундру, контролировать поголовье и возвращаться домой.
Прямо на подворье туристы смогут пообщаться с оленями, обнять и сфотографировать их пушистые мордочки, покормить их ягелем. Ягель – саамское слово, в переводе означает «лишайник».
Есть ли имена у оленей? Да. Это традиция, и она сохранилась. Кстати, будете на подворье – обязательно поиграйте с рыжей лайкой, живущей там. Впрочем, и без наших рекомендаций вы не сможете пройти мимо этой задорной собаки.
ЛОВОЗЕРО. ДЕНЬ ОЛЕНЕВОДА
Олени – самое важное животное для саамов, как и в давние времена. Конечно же, жизнь современных саамов не настолько зависит от оленей, как жизнь их предков. Но оленеводство и сегодня остается одним из основных занятий большинства саамов.
Стоит просто приехать на традиционный праздник Дня оленевода в село Ловозеро (в переводе с саамского – «селение сильных у озера»), столицу русской Лапландии, центр культурной жизни саамов России, и лично убедиться в этом. Мы были на 88-м по счету ежегодном празднике, который проходил 25 марта.
Неподалеку от центральной площади праздника, где проходил концерт, шла оживленная торговля одеждой, ягодами, мясом, сувенирами, разворачивались гонки на оленьих упряжках. Никогда в жизни мы не видели столько оленей и столько счастливых лиц людей одновременно.
На фестивале оленеводы соревновались в том числе в мастерстве управления оленьей упряжкой, метании аркана, играли в мини-футбол. А каждый из участников нашей группы, кажется, соревновался сам с собой в ловкости и внимательности.
Одни лезли в сугробы высотой выше колена, чтобы запечатлеть оленей на финише, когда их морды самые впечатляющие – блеск в глазах и языки в разные стороны.
Другие заняли позиции на старте, чтобы полюбоваться общением саамов со своими оленями. Третьи обзванивали по видео связи родственников и знакомых, чтобы показать всю эту северную феерию и прокричать «Я на Крайнем Севере, вокруг олени и мы счастливы».
Возвращаясь с гонок, наполненные разнообразными приятными эмоциями, мы разговорились с местной жительницей из саамов. Говорит, что ее детство прошло в селе Ловозеро, а потом она переехала в Мурманск. День оленевода, вспоминает девушка, всегда проходил ярко, ведь это важное событие для саамов. Женщины всегда красиво наряжались, делали прически. Мужчины тоже готовились.
«Была ли я здесь счастлива? Конечно. Детство и юность запомнились всегда позитивным отношением моих родителей к жизни. И, конечно, оленями. В детстве я так часто ела оленину, что теперь отказываюсь, говорю, что свое уже съела. Пробовала практически все части оленя. Самое невкусное для меня – почки. Ой, какой же специфический запах стоял, когда бабушка варила оленьи почки. А моя родственница сама шила и шьет по сей день обувь из оленьей шкуры», – рассказала девушка-саами.
В Ловозере есть интересный музей истории, культуры и быта кольских саамов. Там можно увидеть национальную одежду саамов, узнать историю народности.
ОБЩИНА ПУАЗ (ОЛЕНЬ), МУЗЕЙ И ТВОРЧЕСКИЕ СЕСТРЫ
Еще одна локация, где можно не только увидеть, но и примерить национальную одежду саамов находится на станции Лопарская, неподалеку от «Оленьего двора». Музей саамского быта, расположенный в местном Доме культуры, основала Нина Канева, представительница древнего саамского рода Шаршиных.
В музее туристы узнают, что все цвета национального костюма соответствуют цветам саамского флага, где синий – цвет полярной ночи, а красный, зеленый, желтый – краски долгожданного и короткого лета. Красно-синий круг посередине флага – солнце, энергия которого позволяет саамам преодолевать холодную зиму.
Когда будете рассматривать костюмы, обратите внимание на пуговицы. Раньше у саамов не было пуговиц. И ниток, впрочем, тоже не было. Поэтому пуговицы делали из кости оленя, а нитками служили жилы животных.
Музей быта – не единственный вклад в сохранение культуры саамов от семьи Шаршиных. У Нины Каневой есть брат и две сестры. Одна из сестер бесподобно готовит блюда национальной кухни – ими нас угощали в общине Пуаз («Олень»).
Особенно запомнился бульон из оленины, приготовленный по старинному рецепту – с добавлением ржаной муки, варенье из ягод с чесноком, рыбный салат с морошкой, печень оленя и сладкие булочки.
Во время обеда дочь брата демонстрировала нам свои картины с захватывающими сюжетами, в которых присутствуют национальные символы, животные. Картины можно было тут же купить. Цены приемлемые – около 2 тыс. р.
Говоря о семье Шаршиных, важно также отметить, что они стали одними из инициаторов проведения ежегодных осенних саамских игр в Лопарской. Первые игры были проведены в 1997 году.
В основу праздника легли национальные игры и состязания: метание няртолы (аркана) на хорей, стрельба из арбалета, прыжки через нарты и ловля рыбы «на банку». Главное действо спортивных соревнований–саамский «женский футбол».
СААМСКИЙ ЖЕНСКИЙ ФУТБОЛ И ОБЩИНА «ТУЛОМА»
Саамский «женский футбол»– неотъемлемая часть культуры коренных жителей Кольского полуострова. Зародившийся много веков назад, он по-прежнему является любимым развлечением местных жителей.
Нам посчастливилось увидеть, что представляет собой эта игра,в общине «Тулома», расположенной всего в 30 минутах езды от Мурманска.
Играли маленькие девочки, пришедшие на экскурсию в недавно открывшийся Саамский этнографический комплекс.
Правила простые. Девочки-женщины-бабушки обязательно в ярких длинных сарафанах должны загнать мяч, сшитый из оленьей кожи и набитый мехом, в ворота (палки, воткнутые в землю) противника. Мяч должен именно закатиться в ворота, а не залететь.
Играть непросто. Приходится постоянно поднимать подол сарафана, чтобы попасть по мечу. Но от присутствия сарафана в игре есть и свои плюсы – им разрешено накрывать мяч, чтобы он не достался сопернику. Длительность игры – два тайма по десять минут.
Кстати, саамы имеют свою футбольную сборную. Сборная, разумеется, не является членом ФИФА и УЕФА и, следовательно, не принимает участия в их турнирах.
Предвосхищая вопросы, ответим: да, посмотреть, как выглядит мяч и даже потрогать его – можно. В Саамском этнографическом комплексе. Там расскажут о том, что перед игрой мяч всегда вымачивают в воде, чтобы он набрал вес.
Впрочем, интерес к мячу в этнографическом комплексе теряется сразу, как только глазу открывается целый зал, полностью уставленный национальными вещицами, выполненными вручную.
Здесь и сумки из рыбьей кожи, украшения из выделанной шкуры оленя и бисера, всевозможные амулеты, обувь из шкуры оленя. Саамы, которые общаются с туристами в этнографическом комплексе, сами покажут, как раньше обрабатывали рыбью кожу, чтобы потом сшить из нее те же сумки. Все понравившиеся изделия, в том числе из рыбьей кожи, можно тут же купить.
Откладывать покупку сувениров на «после обеда» не рекомендуем. На обед подадут уху из трех видов рыб, выловленных в реке Кола, пироги с рыбой и ягодами, салат из рыбы, морсы. Будет очень вкусно. И интересно.
Обед пройдет под яркие рассказы представителей коренного народа о жизни их предков и важности сохранения традиций в жизни настоящей.
ПУТЕШЕСТВИЕ ЗАКАНЧИВАЕТСЯ, ЧТОБЫ НАЧАТЬСЯ ВНОВЬ
Перед тем, как выехать в аэропорт, я распахнула шторы в номере своего отеля в Мурманске и долго смотрела на ясное небо и Кольский залив.
Я вспоминала искренние глаза саамов, столы, ломящиеся от вкуснейших традиционных саамских блюд, припорошенные снегом носы оленей, вынюхивающие вкусный ягель, вспоминала захватывающую северную природу и нашу несостоявшуюся встречу с северным сиянием.
А еще в памяти яркой кометой пролетело наше общение с собаками хаски в Husky Park Lovozero и комплимент, который сделала одна из участниц нашей группы представителю парка «У вас такие голубые глаза, как у хаски». Улыбнулась. И поняла – я приеду сюда вновь.
Александра Полянская
Фото: АТОР