Количество круизных поездов в России должно увеличиться почти на 30% в 2023 году. На 10% вырастет их пассажиропоток. Также растет и доля туристов в общем объеме железнодорожных пассажиров. В отличии от авиационного, железнодорожный пассажиропоток в последние два года демонстрирует крайне уверенный рост.
ТУРИСТЫ СОСТАВЛЯЮТ ТРЕТЬ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПАССАЖИРОВ
Пассажиропоток компании РЖД в дальнем следовании в I квартале 2023 года вырос на 25% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Услугами главной железнодорожной компании в этом сегменте воспользовались 24,2 млн пассажиров. По итогам 2022 года железнодорожные перевозки в дальнем следовании составили 108,3 млн человек, что было на 17,8% больше, чем в 2021 году.
Из них, по словам представителей Федеральной Пассажирской Компании (осуществляет перевозку пассажиров в дальнем следовании), до 30% пассажиров в поездах – это туристы. Таким образом, на долю железной дороги приходится до половины всех путешественников, отдыхающих в России.
Ранее глава РЖД Олег Белозеров сообщал, что в летний сезон 2023 года только на Юг России планируется перевезти более 11 млн пассажиров.
Динамично растет и спрос на железнодорожные круизы, где 100% пассажиров – это туристы, отправившиеся в путешествие с целью отдыха.
КОЛИЧЕСТВО КРУИЗНЫХ ПОЕЗДОВ ВЫРАСТЕТ В 2023 ГОДУ
Если в минувшем году было назначено 17 туристических поездов формирования ФПК и «РЖД Тур», они перевезли 92,4 тыс. пассажиров. В 2023 году запланировано курсирование уже 24 туристических поездов, услугами которых, по прогнозам, воспользуются не менее 101,7 тыс. человек.
Насколько высок спрос на такие туры, корреспондент АТОР убедилась лично: два лишних дня на раздумья и выбор направления привели к значительным сложностям с приобретением билетов на ближайшие недели: мест либо совсем не осталось, либо предлагались единичные полки в купе, что не подходит для путешествующих парами или семьей.
В туроператоре «РЖД Тур» подтверждают, что популярность внутреннего железнодорожного туризма из года в год продолжает расти.
«Ежегодно холдинг РЖД запускает новые маршруты, при этом уже опробованные остаются в графике. Мы наблюдаем постоянный рост интереса к пакетным железнодорожным турам. Путешествующие с нами ранее клиенты возвращаются для участия в интересных для них маршрутах, появляется много новых туристов, которые готовы открывать для себя нашу страну из окна поезда и отправляться в турпоездки по железной дороге», - говорят в компании.
КАКИЕ КРУИЗНЫЕ ПОЕЗДА БУДУТ ДОСТУПНЫ В 2023 ГОДУ И КАК КУПИТЬ БИЛЕТ
Как рассказали «Вестнику АТОР» в ФПК, в 2023 году продолжат курсировать туристические поезда, которые уже полюбились пассажирам и традиционно считаются самыми востребованными. Например, «Серебряный маршрут», «В Карелию», «Сочи».
Также в этом году запланировано 7 новых маршрутов. Есть непродолжительные поездки, которые подойдут в качестве маршрута на выходные, например, «Грушинский экспресс» или «Вкус Эпохи». Есть более продолжительные железнодорожные путешествия: «К северному сиянию», «К виноградникам у моря», «В долину лотосов».
Продажи билетов на туристические поезда начинается за 120 суток, билеты сразу же начинают раскупаться, говорят в ФПК.
Стоимость поездки зависит от того, покупает пассажир только билет на поезд, заказывает отдельные экскурсии в пути следования, либо бронирует полный туристический пакет перед отправлением. На цену билета без экскурсионной составляющей влияет протяженность маршрута, а также категория вагона (плацкарт, купе, СВ или люкс).
«Билет в купе туристического поезда «В Карелию» сегодня можно купить от 14 тысяч рублей, в СВ – от 21,7 тысячи», – рассказывают в пресс-службе ФПК, напоминая, что в туристических поездах действуют специальные тарифы, например, детские или для пассажиров с инвалидностью.
«Например, в турпоезде «В Карелию» можно выкупить купе целиком, получив при этом скидку от 5 до 20% в зависимости от даты отправления и даты покупки билета», – приводят пример собеседники «Вестника АТОР».
РЖД БУДЕТ ПРИВЛЕКАТЬ БОЛЬШЕ ТУРИСТОВ
Независимые эксперты также подтверждают рост интереса к круизным поездам и железнодорожным путешествиям со стороны туристов. Особенно привлекательны они на тех направлениях, куда нет регулярного железнодорожного сообщения. Однако развитие того сегмента путешествий сталкивается с несколькими сложностями. Во-первых, это недостаток подвижного состава. Во-вторых, об этом мы писали, это лимит пропускной способности железнодорожных веток.
Вместе с тем, руководство РЖД настроено на увеличение присутствия на туристическом рынке.
Екатерина Тропова
Фото: АТОР