Спасать авиацию решено за счет международных рейсов

Прогнозы развития внутренних авиаперевозок на 2022 и 2023 годы не оправдали себя, что признали на уровне Минтранса. Цены на билеты растут, пассажиры не налетали «план». Зато, несмотря на кризис, российские туристы более заинтересованы в международных перевозках, чем ранее представляли транспортные власти.

Представители Минтранса обновили прогноз по авиаперевозкам на 2023 год. Согласно цифрам, которые сегодня озвучил первый замминистра транспорта Андрей Костюк на совещании по развитию туризма у Владимира Путина, в 2023 году российские авиакомпании смогут перевезти 81,9 млн пассажиров на внутренних рейсах и 19,3 млн – на международных.

ПРОГНОЗЫ В ОТНОШЕНИИ ПАССАЖИРОПОТОКА СДЕЛАЛИ БОЛЕЕ РЕАЛИСТИЧНЫМИ

Как и прогнозировали аналитики АТОР, несмотря на то, что в 2022 году плановые значения пассажиропотока российскими авиакомпаниями достигнуты не были, общий объем перевозок на 2023 сохранен.

Но важно, что изменилось (в более правдоподобную сторону) планируемое соотношение объема пассажиров на ВВЛ (внутренних воздушных линиях) и МВЛ (международных воздушных линиях). Если раньше речь шла о том, что международные рейсы заинтересуют только 10% путешественником, то сейчас Минтранс озвучил долю уже в 20%. И это, вероятно, не предел.

Соответственно, до более реалистичных показателей снижены требования к авиакомпаниям по перевозкам внутри России. 70-80 млн пассажиров – это как раз те значения, которых, согласно прогнозам экспертов, могут достичь российские перевозчики с учетом всех обстоятельств (тренда на подъем внутреннего туризма с одной стороны, и увеличения себестоимости перелетов, влекущего рост цены авиабилетов – с другой стороны).

КАК ВЫРАСТУТ ЦЕНЫ НА АВИАБИЛЕТЫ В 2023 ГОДУ

С ценами на билеты все не так однозначно, как с прогнозным пассажиропотоком.

Мы уже писали, что Минтранс и Минэкономразвития не смогли привести повышение тарифов «к общему знаменателю»: ведомства по-разному оценивают возможности авиакомпаний и прогнозы роста стоимости авиабилетов варьируются от 5,3% (так считали ранее в Минэкономразвития) до 30% (так сперва пообещал Минтранс).

Судя по тому, что говорилось на совещании у президента 2 мая, пока два ведомства сошлись на цифре 10%. Такой прогноз роста минимальной стоимости перелета по 18 основным туристическим направлениям сделал в докладе Президенту глава Минэка Максим Решетников.

Контролировать динамику изменения стоимости авиаперевозки призвали ФАС.

«С ФАС договорились совместно с авиакомпаниями проводить оперативный мониторинг для определения и устранения возможных разрывов между спросом, предложением, емкостью и ценой», – подчеркнул министр.

Аналитики авиарынка, с которыми побеседовал «Вестник АТОР» полагают, что более всего такое описание подходит к динамической модели ценообразования, которую используют авиаперевозчики.

Тем более что ранее глава Минэкономразвития Максим Решетников, со своей стороны, уже обращал внимание авиакомпаний на факты продажи последних мест на борту по якобы завышенным тарифам и предлагал изменить среднюю стоимость авиабилетов именно за их счет.

ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЛЯ ПОЛЕТОВ В ТУРЦИЮ СТАНЕТ БОЛЬШЕ

Что касается международных рейсов, здесь заметна позитивная динамика. Несмотря на то, что сейчас российские авиакомпании выполняют пассажирские перелеты всего в 22 страны и свободно могут оперировать флотом лишь из 186 самолетов, спрос на рейсы за рубеж как минимум в 1,5 - 2 раза превышает первоначальные прогнозы.

Осознавая это, российские власти, со своей стороны, действительно идут к тому, чтобы увеличить количество кресел, доступное на зарубежных направлениях. Самый показательный пример – рейсы в Турцию, объема которых так не хватало в прошлом году.

В 2023 году их количество будет увеличено на 50%, о чем официально заявил замминистра.

«Отмечаем существенный интерес граждан к турецкому направлению. Количество рейсов увеличится по сравнению с прошлым летом на 50%, по 62 маршрутам запланировано более 720 рейсов в неделю. Также подтвердили поступившие заявки турецкие перевозчики на полеты между Россией и Турцией. На сегодняшний день по 37 маршрутам запланировано 630 рейсов в неделю», – сказал г-н Костюк.

Правда, при этом замминистра упомянул, что определенную роль в наращивании объемов авиаперевозки за рубеж должны сыграть получившие недавно статус международных аэропорты Ижевска, Тобольска и Норильска. В последнем тезисе, впрочем, опрошенные редакцией специалисты туротрасли сомневаются:  все же максимальный интерес к рейсам за границу генерируют именно жители крупных городов и региональных центров.

Единственное, что на данный момент омрачает обновленную концепцию развития авиаперевозок на турецких направлениях – это относительно невысокий спрос, сейчас серьезно сдерживаемый высокой стоимостью размещения в Анталье, на главном летнем курорте Турции.

С другой стороны, в прошлом году аналитики отмечали, что около 30% пассажиропотока в Стамбул составляют транзитные пассажиры. То есть, в любом случае, расширенные возможности авиакомпаний для работы на турецких направлениях могут быть полезными для путешественников.

Екатерина Тропова

Фото: piqsels.com

 
 

ВНИМАНИЕ:

Подпишитесь на канал АТОР в Telegram или на канал в Яндекс.Дзен 

Также можно читать новости АТОР в "ВКонтакте или в "Одноклассниках"

Для турагентов: бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".

Подпишитесь на рассылку АТОР