19 июля, пятница
 
 

Смогут ли туристы снова летать на сверхзвуковых самолетах, и когда?

Человек впервые преодолел звуковой барьер 75 лет назад. Прошло более 50 лет с тех пор, как Concorde сделал сверхзвуковые путешествия реальностью для туристов. Сегодня ни один современный авиалайнер не может летать быстрее звука. Вернутся ли сверхзвуковые путешествия в будущем?

Профильные авиационные СМИ все чаще возвращаются к теме сверхзвуковой авиации. Несмотря на то, что и в 2023 году ни один самолет такого типа не планирует начать коммерческую деятельность, специалисты не унывают. Они  рассчитывают, что в недалеком будущем современные технологии позволят сделать полет на сверхзвуке достаточно комфортным и безопасным как для пассажиров, так и для тех, кто остается на земле.

Что характерно, «сверхзвук» сейчас занимает умы не только авиаторов-мечтателей, но и бизнесменов-практиков. Рассказываем про самые интересные и жизнеспособные проекты сверхзвуковой авиации. Рейтинг основан на данных журнала Aero Time, но актуализирован редакцией «Вестника АТОР».

EON AEROSPACE

Eon Aerospace. Фото: официальный сайт компании

Eon Aerospace была основана южноафриканским миллиардером и технологическим предпринимателем Привеном Редди в 2021 году. Первый (и крайне амбициозный) проект компании – самолет nxt-1 – должен бесшумно преодолевать звуковой барьер и летать со скоростью до 1,9 Маха (2,3 тыс км/ч) на высоте до 18 тыс. м.

Тестовые полеты заявлены на 2029 год.

Самолет будет иметь от 65 до 88 мест, что сделает его жизнеспособным для коммерческой эксплуатации в авиакомпаниях.

Но компания не имеет опыта в аэрокосмическом производстве и пока не продемонстрировала никаких достижений, кроме множества красивых 3D-рендеров своего будущего продукта.

БЕЗЫМЯННАЯ РОССИЙСКАЯ РАЗРАБОТКА

Концепт российского сверхзвукового самолета. Фото: ЦАГИ

На протяжении многих лет у России было множество проектов по созданию небольших сверхзвуковых коммерческих самолетов. Все началось с предложения переоборудовать МиГ-25 для пассажирских перевозок в начале 1960-х годов.

В 2018 году президент России Владимир Путин выдвинул идею адаптировать стратегический бомбардировщик Ту-160 для обслуживания пассажиров. Идея побудила российскую Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК) разработать несколько жизнеспособных концепций.

На данный момент, по сведениям из открытых источников, изучается несколько вариантов. Среди них восьмиместный бизнес-джет и 30-местный авиалайнер, оба способны летать со скоростью 1,8 Маха (2,2 тыс км/ч) на расстояния до 8 тыс. км.

В свое время появлялась информация, что в сотрудничестве с Россией по этому проекту заинтересованы ОАЭ. Вместе с тем, в апреле 2021 года Ростех говорил про проект как «экономически нецелесообразный». Однако с апреля 2021 года в отечественной авиации изменилось очень многое.

КИТАЙСКИЙ ГИПЕРЗВУКОВОЙ САМОЛЕТ

В последнее время Китай предложил много довольно странных концепций самолетов, преимущественно вдохновленных научной фантастикой. Среди них – идея построить шестиместный гиперзвуковой коммерческий самолет к 2035 году.

Гиперзвуковой – это способный развивать скорость более 5 Махов – 6,125 км/ч. 

Все параметры строго засекречены. Но поскольку разработка финансируется государством, эксперты не исключают, что результат может быть достигнут: Китай может построить самолет не ради прибыли, а ради науки и амбиций. Для КНР такие траты по силам.

СВЕРХЗВУКОВОЙ САМОЛЕТ VIRGIN GALACTIC

Virgin Galactic миллиардера Ричарда Брэнсона объявила о выходе на рынок сверхзвуковой авиации в августе 2020 года. Перспективный разрабатываемый ею самолет, как предполагается, сможет перевозить 19 человек на высоте до 18 тыс. метров со скоростью 3 Маха (3,675 км/ч), сообщала компания.

Как и в предыдущем случае, ни сроков, ни объема инвестиций не раскрывается. Эксперты подозревают, что проект просто является способом Virgin Galactic привлечь к себе внимание. Попросту говоря, это пока только PR.

БЕСШУМНЫЙ СВЕРХЗВУКОВОЙ АВИАЛАЙНЕР LOCKHEED MARTIN (QSTA)

В 2019 году Lockheed Martin представила собственный проект сверхзвукового авиалайнера QSTA. Это самолет с V-образным хвостовым оперением на 40 мест, способный развивать скорость до 1,8 Маха (2,2 тыс км/ч), с дальностью полета до 9,6 тыс. км.

К 2023 году Lockheed Martin надеется достичь значительных успехов, закончив испытания тестовой модели, и всерьез приступить к проектированию QSTA.

Проект нацелен на работу с коммерческими пассажирскими авиакомпаниями.

ЯПОНСКИЙ СВЕРХЗВУКОВОЙ РЕАКТИВНЫЙ САМОЛЕТ

Концепт японского сверхзвукового самолета. Фото: JAXA

Японское агентство аэрокосмических исследований (JAXA) уже довольно давно обдумывало идею сверхзвукового коммерческого самолета и даже провело испытания небольшого прототипа в 2005 году.

В июне 2021 года JAXA организовало Совет по сверхзвуковым перевозкам, в который вошли такие технологические гиганты как Mitsubishi, Kawasaki и Subaru. Все они работают над созданием сверхзвукового самолета на 50 кресел, который будет потреблять как минимум на 13% меньше топлива и иметь на 50% менее громкий удар при переходе на сверхзвук, чем был у Concorde.

Дополнительной информации пока не было раскрыто, но проект вызывает у экспертов доверие.

СВЕРХЗВУКОВОЙ САМОЛЕТ ОТ КОМПАНИИ EXOSONIC

Предполагается, что ее самолет сможет перевозить до 70 пассажиров со скоростью 1,8 Маха (2,2 тыс. км/ч).

В сентябре 2020 года Exosonic заключила контракт с управлением воздушных перевозок ВВС США – агентством, которое управляет флотом президента и стремится получить сертификат для своих сверхзвуковых самолетов к 2029 году.

При этом компания обещает, что в гражданской эксплуатации билеты на самолеты ее производства будут «не дороже обычных».

ПРОЕКТ SPIKE S-512

Spike Aerospace  – это, с одной стороны, один из самых успешных и ярких проектов сверхзвукового транспорта нового поколения. Он был создан в 2014 году, а в 2017 году протестирован небольшой прототип, в который и по сей день вносятся постоянные обновления.

С другой стороны, мало что известно о коммерческом проекте. Нет ничего, кроме нескольких 3D-рендеров и постоянно меняющихся сроков. Поставки обещали начать уже в 2023 году, но пока не было даже демонстрационных полетов (или же они держатся в строгом секрете)

Ожидается, что Spike будет способен развивать скорость до 1,6 Маха (1,96 тыс км/ч) и перевозить от 12 до 18 пассажиров. Одной из его главных особенностей является салон без окон: вдоль стен предполагается разместить ЖК-экраны. Идея, безусловно, может упростить проектирование самолета.

BOOM OVERTURE

Boom supersonic. Фото: официальный сайт компании

А это самая обсуждаемая концепция в мире сверхзвуковой авиации. Она была впервые представлена в 2016 году, но с тех пор претерпела значительные изменения.

Идея намного проще, чем у конкурентов: максимальная скорость самолета составит  «всего» 1,7 Маха (2 тыс км/ч), а в самолете не предусмотрено никаких ультрасовременных особенностей. В частности, передовых технологий по снижению уровня шума.

А это означает, в частности, что Overture будет разрешено летать только над океанами.

Компания уже получила несколько десятков заказов от крупных авиакомпаний. Ожидается, что к 2026 году будет проведено испытание полномасштабного прототипа Overture, а к концу 2020-х годов начнется серийное производство самолета.

Эксперты называют этот проект наиболее реалистичным из существующих.

Екатерина Тропова

Фото: JAXA, ЦАГИ, Boom Outventure, Eon Aerospace

 
 

ВНИМАНИЕ:

Подпишитесь на канал АТОР в Telegram или на канал в Яндекс.Дзен 

Также можно читать новости АТОР в "ВКонтакте или в "Одноклассниках"

Для турагентов: бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".

Подпишитесь на рассылку АТОР