Выпить настоящего «морского» пива, поиграть в гольф на палубе, не распаковывать чемодан самому и арендовать спальный мешок. Изучили самые неожиданные и интересные услуги, которые предлагают своим пассажирам круизные лайнеры.
ПОИГРАТЬ В ГОЛЬФ НА БЕРЕГУ И В МОРЕ
Тематические гольф-круизы достаточно популярны среди туристов, так что их предлагают многие круизные компании, начиная от дорогой Azamara Cruises до бюджетной Costa Cruises.
Пассажиры в таком путешествии, помимо экскурсий и программ на берегу, приобретают специальный гольф-пакет с трансферами в местный гольф-клуб, сеансом игры, клюшками, а в ряде случаев даже с электрокарами. Нередко им выдают и ланч-боксы.
Самым популярным регионом для гольф-круизов является Европа, где за 14 дней круиза туристы могут посетить до 5 гольф-клубов, но подобные услуги предлагаются и в других акваториях.
Впрочем, для игры в гольф не всегда нужно сходить на берег – на многих топовых лайнерах есть собственные гольф-поля. Конечно, речь идет о мини-гольфе, как, например, на лайнере Crystal Symphony круизной компании Crystal Cruises.
Круизы на лайнере почти всегда сопровождает профессиональный игрок в гольф PGA, у которого можно взять несколько уроков. Можно устроить турнир самостоятельно. Клюшки туристы арендуют на ресепшн, а для отработки ударов имеется гольф-стимулятор.
Кстати, чтобы мячи не улетали в море, вокруг гольф-полей натянута специальная сетка. Это необходимо из соображений экологии – считается, что морские обитатели могут проглотить вылетевшие мячи и погибнуть.
Помимо гольфа, на Crystal Symphony есть и полноценный теннисный корт.
ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ УСЛУГАМИ БАТЛЕРА
На самом деле услугами батлера можно воспользоваться далеко не на всех лайнерах. Для этого на судне должна быть настоящая территория люкса, как, например, закрытый Yacht Club на некоторых лайнерах компании MSC Cruises или же действительно топовые каюты на корабле. Так, из 461 каюты на новом люксовом судне Explora Journeys компании MSC только 22 резиденции обслуживаются батлером.
Иногда пассажиры путают услуги консьержа и батлера, полагая, что их функционал одинаковый. И, хотя в обоих случаях клиентам уделяется повышенное внимание, все же именно батлер будет выполнять все пожелания пассажира, начиная от распаковки багажа и ухода за вещами, до организации праздника или закрытых деловых переговоров.
Батлер полностью отвечает за номер – следит за качеством уборки, пополнением мини-бара, ежедневно проверяет работу оборудования в каюте, наличие предметов гигиены в ванной комнате и т.д., быстро реагирует на просьбы гостей и умеет работать с их претензиями.
Помимо этого, он должен быть в курсе всего, что происходит на корабле, советовать гостям лучшее время для посещения того или иного ресторана, бронировать столики и билеты на шоу, сеансы в СПА-центре, приглашать личного фитнес-инструктора и помнить о вкусовых и иных предпочтениях своих клиентов.
Во многом работа батлера в отелях и на лайнерах одинакова, но на море есть свои правила. Батлер на корабле – это всегда член команды, он проходит все необходимые инструктажи, прекрасно знает правила безопасности и стандарты поведения при ЧП, ориентируется на борту и имеет самые тесные контакты не только с гостями, но и со всем остальным персоналом.
И, разумеется, батлер должен хорошо владеть иностранными языками. Кстати, компания MSC регулярно нанимает русскоязычных батлеров, так что у туристов всегда есть шанс быть абсолютно понятыми.
Услуги батлера не оплачиваются дополнительно, но хорошие чаевые всегда будут очень кстати.
ПОСЕТИТЬ ПИВОВАРНЮ НА БОРТУ
Впервые пивоварня на борту морского лайнера открылась в 2016 г. на судне Carnival Vista круизной компании Carnival Cruises. Это бар RedFrog Pub & Brewery, который угощал пассажиров настоящим американским светлым элем (APA).
В 2019 г. вторая пивоварня появилась на другом лайнере компании Carnival Horizon, и за несколько лет они продали уже более 300 тыс. порций пива своим пассажирам.
В 2022 г. к Америке стала подтягиваться Европа, и третья морская пивоварня появилась на инновационном лайнере MSC World Europa. Это паб Masters of the Sea, расположенный на двух палубах. Здесь гостям уже предлагается 3 вида крафтового пива, которое действительно сварено в море, и которое, в отличие от американских кораблей, нельзя попробовать на берегу.
Пивоварня MSC стала своего рода сенсацией в мире морских круизов и была отмечена наградами известного пивовара Тео Муссо.
Другой сенсацией стал огород, выращенные на гидропонике для ресторана Chef's Garden. Здесь приветствуется особая концепция приготовления блюд с большим количеством пряностей и микрозелени, которая в буквальном смысле растет перед глазами посетителей.
НАУЧИТЬСЯ НЫРЯТЬ С АКВАЛАНГОМ
Обычно такая услуга предоставляется на Мальдивах во время круиза на мега-яхтах. Это особая категория отдыха на островах, которая предполагает 7-дневное путешествие на лайнере, во время которого он останавливается близи рифов, чтобы туристы совершили погружение.
Большинство яхт рассчитано на опытных дайверов, которые рассматривают их скорее как средство перемещения между дайвинг-спотами. Но есть и круизы для новичков.
Среди российских туристов наиболее известны яхты Scubaspa «Инь» и «Янь». Это небольшие яхты с полным пансионом на борту, большим СПА-центром и возможностью нырять в интересных местах.
Здесь, по предварительной заявке, туристы могут пройти курс обучения дайвингу на борту, арендовать оборудование и начать собственные тренировки. Количество погружений может доходить до 3 в день, в т.ч. и в ночное время, для чего каждую яхту сопровождает 20-метровая лодка для дайвинга, а туристическая страховка расширена с учетом этого вида спорта.
Если нет желания нырять глубоко, на яхте всегда есть ласты, трубки и очки для снорклинга, а инструктаж включен в стоимость.
Наконец, тем, кто совсем не хочет погружаться в воду, можно выбрать пакет услуг без дайвинга, зато с 4-8 сеансами в СПА. На яхтах Scubaspa предлагается 14 видов массажа и различных уходов, включая шведский, балинезийский и аювердический массажи.
НАДЕТЬ ФИРМЕННУЮ КУРТКУ И АРЕНДОВАТЬ СПАЛЬНЫЙ МЕШОК
В интернете можно найти множество статей на тему, как одеваться в морские круизы, какого стиля придерживаться при посещении ресторанов и т.д. Но совершенно отдельная история – это одежда для круизов в Арктику и на Северный полюс.
Так, компания Norwegian cruise выпустила целую памятку о тому, как надо одеваться в ее «холодные» круизы. Основное правило – это многослойная шерстяная или меховая одежда, отсутствие хлопка и водонепроницаемая куртка.
Все это туристы должны взять с собой, но, как гласит объявление компании, «если вы что-то забыли, то всегда можете купить это на борту». Правда, стоимость одежды не уточняется.
Совершенно другой подход проявляют многие российские компании – туристам на борту всегда выдаются теплые вещи.
Так, на ледоколе «50 лет Победы», который стартует из Мурманска, пассажиры могут рассчитывать на фирменные непромокаемые и непродуваемые куртки и даже резиновые сапоги. Впрочем, цена за такое путешествие начинается от 2,5 млн. руб. на человека за 14 дней, так что подобные услуги вполне логично входят в его стоимость.
А вот совершенно неожиданную услугу можно получить на борту парома Sarfaq Ittuk, единственного пассажирского судна в Гренландии.
Иностранные туристы часто используют его для круизов по стране, потому что перемещение на пароме будет дешевле самолетов, и за неделю они смогут посмотреть 12 поселений и городков. Правда, максимальное время стоянки в таком круизе не превышает 4 часов, а чаще продолжается 15 минут, но впечатлений будет масса, особенно, если паром начнут сопровождать киты и морские котики.
Так вот, на борту Sarfaq Ittuk туристы могут арендовать спальные мешки для того, чтобы сойти на берег и провести пару дней в хостелах Нарсарсуака или Гардара. Это особый тип экотуризма в Гренландии, где трудно найти полноценную гостиницу, зато есть множество хостелов в виде сарайчиков, куда туристы заезжают с собственными спальными мешками и готовят еду самостоятельно.
Вернуть спальный мешок можно на обратном пути, а вот плед, предлагаемый там же на борту, придется оставить. Его не принимают назад, полагая, что он «будет полезен в будущих путешествиях».
Ольга Пегасова
Фото MSC Cruises, PAC Group, «Бриз Лайн», Росатомфлот