Группа «Аэрофлот» рассказала о планах по освоению маршрутов из Красноярска в 2024 году. Ранее о росте перевозок в Сибири уже заявляла S7. Nordwind будет больше летать в Сибирь из разных городов России. Поговорили с экспертами о том, кто будет летать из регионов и как влияют на планы авиакомпаний госсубсидии. Бонусом – интересный факт об использовании сибирского неба зарубежными авиакомпаниями.
«АЭРОФЛОТ» ПЛАНИРУЕТ УВЕЛИЧИТЬ ПАССАЖИРОПОТОК ИЗ КРАСНОЯРСКА НА 40%
Группа «Аэрофлот» пообещала в 2024 году увеличить присутствие в аэропорту Красноярска, который на протяжении 2,5 лет развивается, в том числе, как один из хабов для национального авиаперевозчика. Фактически летать из Красноярска будут также самолеты «России»: SSJ-100, Boeing 737-800 и Airbus A319. Всего до 11 бортов в зимнем расписании и до 12 – в летнем.
Географию полетов из Красноярска летом 2024 года обещают расширить до 33 направлений, 9 из которых – международные. В представлении менеджмента авиакомпании, это должно увеличить красноярский пассажиропоток группы компаний более чем на 40% – до 1,9 млн человек в следующем году. Из них 1,2 млн пассажиров слетают не в Москву и Санкт-Петербург.
В зимнем расписании из Красноярска «Аэрофлотом» предлагаются рейсы по 24 направлениям. «Аэрофлот» летает в Москву, Бангкок и на Пхукет, а авиакомпания «Россия» – в Благовещенск, Владивосток, Екатеринбург, Иркутск, Минеральные Воды, Новокузнецк, Новый Уренгой, Санкт-Петербург, Сочи, Тюмень, Улан-Удэ, Хабаровск, Ханты-Мансийск, Челябинск, Читу, Южно-Сахалинск, Якутск, Алма-Ату, Астану, Бишкек, Ош, Ташкент и Харбин.
РОССИЙСКАЯ АВИАЦИЯ РАЗВОРАЧИВАЕТСЯ НА ВОСТОК
Укрепляется в сибирском небе и еще одна авиакомпания – весной 2023 года в S7 констатировали, что рейсов из хаба в Новосибирске у перевозчика стало больше, чем из Москвы.
Авиакомпания Nordwind усилит присутствие в Сибири за счет рейсов из Санкт-Петербурга и Казани. В частности, откроет прямые рейсы по маршруту Санкт-Петербург – Тюмень и увеличит частоту полетов в Новокузнецк и Омск (а также в Барнаул) до 5 раз в неделю, в Кемерово – до 4 раз. Летом 2024 года запланировано открытие прямых регулярных перелеты по новому маршруту Казань – Якутск. Также рассматривается возможность открытия прямого авиасообщения между Казанью и Кемерово.
«Благодаря развитию региональной программы текущая доля по перевозкам Nordwind в Международном аэропорту Казань составляет порядка 25%», - говорят в компании, отмечая высокую значимость, в том числе, сибирских маршрутов для наращивания внутренних авиаперевозок.
Кроме того, нужно понимать, что подобные новые рейсы открывают Сибирь и для стыковочных пассажиров.
В этих двух новостях интересны два аспекта: первая – изменение авиационной карты страны с уклоном на восток. И вторая – это возможность привлечь на борт новых пассажиров, которые раньше просто не летали.
Правда, нужно сразу оговориться, что развитие хабов в Сибири не нужно понимать как некий выдающийся успех экономики российской авиаотрасли: тем временем, пока перевозки из Красноярска и/или Новосибирска растут, в Московском авиаузле становится меньше пассажиров.
И если в процентном соотношении это может быть и приблизительно равная пропорция – на 30% «похудел» московский трафик и на 40% вырастет сибирский, то в абсолютных значениях цифры несопоставимые: в первом случае речь о десятках миллионов пассажиров, во втором – просто о миллионах.
Но положительная сторона в этом процессе, несомненно, есть. Во-первых, сдвиг вылета региональных пассажиров в их домашние города и увеличение количества не-московских рейсов – это довольно здоровое и закономерное развитие событий. В этом году, напомним, впервые в современной истории 50% авиарейсов в России стали выполняться в облет Москвы.
Во-вторых, наращивание авиатрафика на востоке страны имеет положительный экономический и социальный эффекты, качественно упрощает логистику туристических поездок и вообще на руку местным путешественникам.
Наконец, это положительно характеризует российскую авиацию с точки зрения выполнения планов. Развитие хаба в Красноярске – хороший пример того, когда все сделали ровно так, как и обещали.
РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ РЕЙСОВ ПРИВЛЕКАЕТ ДО 40% НОВЫХ ПАССАЖИРОВ
Кроме того, открытие новых рейсов, считает генеральный директор туроператора PEGAS Touristik Анна Подгорная, может привлечь к полетам до 40% новых авиапассажиров. «Оставшиеся» 60% – это те, кто вместо перелета через Москву просто воспользуется прямым рейсом. Оговоримся, речь не только о «сибирских» рейсах, но о региональных в принципе.
С точки же зрения развития туризма, активное использование сибирских хабов будет выгодным всем участникам отрасли и самим туристам. В условиях, когда присутствие Европы на карте российских путешественников минимизируется, а туррынок, как и вся экономика России, активно «разворачивается на Восток», Сибирь и туристы из Сибири, оказываются в географически очень удобном положении. Логистику с новыми партнерами в Юго-Восточной Азии оттуда выстраивать проще и дешевле.
СИБИРСКОЕ НЕБО ИНТЕРЕСНО НЕ ТОЛЬКО РОССИЙСКИМ АВИАКОМПАНИЯМ
Обещанный «бонус». Еще один интересный аспект развития авиации в Сибири связан с последствиями антироссийских санкций: известно, что европейские авиакомпании не могут пользоваться небом над Россией, а азиатские, в том числе, китайские и индийские – могут. И это дает вторым преимущество в 1,5-2 часа и 10-15 тыс. долларов выгоды на 1 рейс на маршрутах с востока на запад.
Такое положение вещей даже если напрямую не влияет конкретно на российских туристов, то по крайней мере, как минимум финансово способствует поддержанию на плаву российской Госкорпорации по ОрВД. Которая хотя бы с этих компаний продолжает получать деньги за обслуживание пролета над Россией (а, значит, меньше повышает ценник «для своих»). А как максимум – способствует возможности появления новых логистических цепочек. Например, потому что между Сибирью и странами Азии можно использовать узкофюзеляжный флот, который до Москвы бы «не дотянул».
Екатерина Тропова
Фото: Александр Андреев для АТОР