В среду, 15 ноября 2023 года, заканчивается отсрочка наступления ответственности туроператоров по выездному туризму за непередачу данных в ИС «Электронная путевка». Для туроператоров по внутреннему туризму такая ответственность наступает с 1 сентября 2024 года. Выясняли у экспертов туристического рынка, готова ли отрасль к новым условиям работы.
Напомним, впервые Электронная путевка появилась в отраслевом законе в 2014 году. И с тех пор эта информационная система постоянно дорабатывалась, меняя заказчиков и подрядчиков, которые даже банкротились. На ее создание и доработку из федерального бюджета только на начальном этапе было израсходовано несколько сотен миллионов рублей, напоминают эксперты туристической индустрии.
Сейчас, согласно требованиям законодательства, в систему «Электронная путевка» вносятся данные только по турпродукту – то есть только в тех случаях, когда турист приобретает и полностью оплачивает полный пакетный тур, включающий перевозку и размещение. В тех случаях, когда турист приобретает только размещение в отеле или только билеты, данные в систему вносить не нужно.
«В настоящее время туроператоры по выездному туризму полностью готовы к использованию системы. Согласно данным Единого федерального реестра туроператоров, выездным туризмом сейчас занимается около 400 юридических лиц по всей стране. Практически все они прошли тестовый режим работы в системе и готовы к ее продуктовой эксплуатации. Для подключения к «Электронной путевке» туроператорам пришлось потратить от 500 тыс до 2-3 млн рублей на компанию», – говорит вице-президент АТОР, генеральный директор туроператора Space Travel Артур Мурадян.
ДОРАБОТКУ СИСТЕМЫ НЕЛЬЗЯ ПРЕКРАЩАТЬ
Тем не менее, подчеркивает и г-н Мурадян, и другие опрошенные ключевые игроки рынка, полноценная готовность системы к работе в режиме реальной нагрузки еще вызывает вопросы у участников рынка.
Многочисленные технические проблемы, часть из которых тянется с 2016-18 гг., относительно оперативно устраняются разработчиками после не менее многочисленных письменных запросов от участников рынка, но этот процесс еще продолжается и будет продолжаться и после 15 ноября.
И если с точки зрения программного обеспечения все вопросы решаемы, по утверждению туроператоров, успешно протестировавших систему, то проблема избыточности требуемых данных (и, соответственно, необходимости доработки нормативных правовых актов), а также потенциальные угрозы взлома и утечки персональных данных туристов – по-прежнему актуальны.
Напомним, сама целесообразность внедрения на рынке ИС «Электронная путевка» вызывала обоснованные сомнения у экспертов туристической отрасли, начиная с 2014 года.
«АТОР неоднократно выступала с предложением не вводить систему в промышленную эксплуатацию, по крайней мере до тех пор, пока «Электронная путевка» не будет учитывать и охватывать все нюансы работы туристической индустрии. А таких нюансов очень много, особенно если учесть, что большинство туристов в выездном туризме приобретает туры у турагентств, и туроператор напрямую с клиентом не общается и большинством данных не располагает. И это только одна, самая незначительная, часть обычаев делового оборота в туристической отрасли. А есть еще сложные туры, с посещением нескольких стран, есть еще аннуляции, которые происходят в том числе и после полной оплаты тура и другие вопросы», – резюмирует исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе.
В АТОР рассчитывают на то, что работа над совершенствованием и доработкой системы «Электронная путевка» в контакте с туроператорами после 15 ноября не остановится, и Минэкономразвития также будет курировать процесс адаптации системы к реальным нуждам туррынка, учитывая все сложные моменты в формировании и продаже турпродукта.
Опрошенные эксперты туррынка полагают, что Минэкономразвития после 15 ноября не сделает туроператоров крайними в связи с несовершенством системы и возникающими техническими проблемами, а и все сложные вопросы будут разбираться предметно и тщательно.
Редакция «Вестника АТОР»
Фото: publicdomainpictures.net