Жалобная книга ушедшего года: чем были недовольны туристы в 2023 году

Слишком громко поющие птицы, приплывающие не вовремя скаты, «неправильная» глубина моря, отсутствие алкоголя в Саудовской Аравии и слишком много еды на обед в круизе, – провели опрос, поговорили с туроператорами и рассказываем, на что жаловались туристы в 2023 году.

Согласно данным опроса, который мы провели в телеграм-канале АТОР, только половина туристов осталась полностью довольна поездками. Остальные хотели бы что-то улучшить. Правда, в основном наши подписчики жаловались на дороговизну путешествий.

О том, что поездка вышла очень дорогой, сказали целых 36% опрошенных. Еще 11% респондентов остались недовольны перелетом, 8% – выбранным отелем.

Качество развлечений в основном устраивает наших подписчиков: на скучные экскурсии и плохую анимацию пожаловались только по 2%, еще 1% недоволен детскими развлечениями. Транспорт и дороги не устроили 3% участников опроса.

Но в 50% случаев туристов вообще все устраивает.

Напоминаем, что данные получены в результате опроса строго определенной аудитории – любителей путешествий и профессионалов туристического бизнеса. Экстраполировать результаты на «всех россиян» нельзя. Тем более, что в опросе можно было выбрать несколько вариантов.

А вот у туроператоров есть и более детальные наблюдения, и на большей выборке: анкетирование туристов и общение с ними в процессе отдыха выявляет и другие недовольства. Иногда очень удивительные.

ТУРИСТЫ «СОТКАНЫ ИЗ ПРОТИВОРЕЧИЙ» И УГОДИТЬ ВСЕМ НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ

В основном, говорят в пресс-службе «Интуриста», недовольство путешественников вызвано несоответствием ожиданий потраченному бюджету и забронированному уровню отеля или авиакомпании.

Вице-президент АТОР, генеральный директор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин не отмечает, что туристы часто жалуются на качество отдыха в России. Но подчеркивает, что от путешественников поступает много однотипных вопросов: не могут найти гида, встречающего, автобус или отель.

Туроператоры отмечают, что как бы они ни старались, угодить всем путешественникам не удается: жалобы поступают взаимоисключающие.

Например, в то время как кому-то хочется больше времени на экскурсии ходить пешком, другим путешественникам из той же группы хочется больше ездить на автобусе. Пока одни наслаждаются вечерней шоу-программой, другие находят ее «завыванием на болотах», и так далее.

Тем временем как одни «не успели выспаться» и хотят начать экскурсию позже, другим кажется, что в это же время они чего-то упускают и они готовы приступить к изучению местной культуры как можно раньше.

Много интересных вопросов возникает и по поводу питания. Как правило, туроператорам приходится слышать, что туристам чего-то не хватило: привычной еды, разнообразия на шведской линии или особенных блюд.

Причем это касается совсем не только туристов из России. Европейские туроператоры, которые собирались в этом году на крупном мероприятии не Сейшелах, рассказали, что их клиенты довольно часто недовольны «слишком креольской» едой на островах.

Иногда туристы не могут распознать ингредиенты в еде. Например, одна из компаний получила жалобу от клиента, который принял тонко порезанный лук за волосы в супе.

Но получали туроператоры в 2023 году и совсем другие жалобы. Например, заместитель генерального директора по туризму круизного туроператора «Мостурфлот» Светлана Гончарова рассказала «Вестнику АТОР», что довольно часто туристы на полном серьезе жалуются, что за время круизов они поправились, поскольку еды было «слишком много». И вся такая вкусная, что нельзя не попробовать.

А немецкий турагент рассказал, как его туристы, отдыхающие на Мальдивах, позвонили, чтобы сообщить, что они выпили весь алкоголь в отеле. Правда, поскольку они его действительно выпили, установить, остались ли они в итоге недовольны недостатком алкоголя, или напротив, его чрезмерным количеством, уже не удалось.

ЖАЛОБЫ ВЫЗЫВАЕТ СТОЛКНОВЕНИЕ С ЧУЖОЙ КУЛЬТУРОЙ

Также путешественники часто удивляются иному, непривычному графику работы магазинов и культурных объектов в других странах или нестоличных российских регионах. Жалуются туристы, что не работают сувенирные лавки или в городе плохое освещение. Иногда исправить это просят... у туроператора.

Случается, путешественников расстраивает «неожиданно» наступивший местный праздник, когда все культурные объекты оказываются переполненными или же меняют расписание работы.

Наиболее часто такая ситуация возникает во время одного их крупнейших мусульманских праздников Ид-аль-Фитр (Рамадан), или «по-нашему» Ураза-Байрам. Но с подобными проявлениями чаще сталкиваются самостоятельные туристы: туроператоры своих клиентов предупреждают о таких особенностях отдыха в мусульманских странах. Хотя помогает это не всегда.

Так, организованные путешественники из России, которые решили посетить Саудовскую Аравию в 2023 году, выразили туроператору резкое неудовольствие… запретом на употребление алкоголя в стране. И даже требовали от него «как-то договориться» лично для них.

Еще одна распространенная жалоба – на непривычную культурную среду вокруг. 

Например, туристы ищут дискотек в уединенном бутик-отеле на Шри-Ланке или сетуют на отсутствие торгового центра на каком-то из мальдивских островов.

ТУРИСТЫ ЧАСТО ЖАЛУЮТСЯ НА ПРИРОДУ

Но судя по наблюдениям экспертов, даже чаще, чем на отели, туристы жалуются на природу. И недовольство может вызвать абсолютно все – даже то, на что никогда бы не погрешил.

Один из опрошенных туроператоров рассказал, что его клиенты жаловались на слишком громкое пение птиц на Мальдивах, клиентов другого не устроило, что скаты приплыли не вовремя.

Кстати, о птицах. Известен также случай, хотя это скорее курьез, чем жалоба, когда на Шри-Ланке посетитель расположенного непосредственно в джунглях, почти «под открытым небом», SPA-центра, просил «поменять уже саундтрек», забыв о том, что эта «музыка» обеспечивается самой природой.

Путешественники бывают недовольны и глубиной моря на курортах: причем одним слишком мало воды, другим в то же время – слишком много.

Конечно, не обходят стороной подобные претензии и Россию. Например, во время одного из туров на Камчатку клиент остался недоволен внезапным изменением погоды и туманом.

А другой в этом же регионе жаловался на работу пилотов местной авиакомпании, которые наотрез отказались сажать вертолет в жерло вулкана, который... извергался.

Редакция «Вестника АТОР», со своей стороны, желает читателям, чтобы в наступившем 2024 году их путешествия были безопасными, интересными и соответствовали ожиданиям.

Чтобы киты приплывали вовремя, сивучи были достаточно забавными, северное сияние всегда «ловилось» с первого раза, чтобы отдых не омрачали ни дождь, ни ветер, и чтобы еда всегда была только вкусной и только в нужных количествах!

Екатерина Тропова

Фото: thebluediamondgallery.com, лицензия Creative Commons

 
 

ВНИМАНИЕ:

Подпишитесь на канал АТОР в Telegram или на канал в Яндекс.Дзен 

Также можно читать новости АТОР в "ВКонтакте или в "Одноклассниках"

Для турагентов: бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".

Подпишитесь на рассылку АТОР