В Турции хотят поменять правила индивидуальных трансферов и деятельности гидов

Министерство культуры и туризма Турции собирается внести в парламент законопроект с поправками в существующий с 1972 года закон №1618, регламентирующий создание и деятельность туристических агентств и их ассоциаций в Турции. Одна из поправок предполагает изменения в правила предоставления трансфера туристам, другая - новшества в отношения деятельности гидов.

В Турции, как и в России тоже есть свой «закон о туризме» – №1618 от 28.09.1972 года. Касается он именно и исключительно организованного туристического бизнеса. О том, что закон, принятый более полувека назад, нуждается в адаптации к существующим реалиям (например, в части онлайн-продаж), на турецком туррынке говорят давно. Однако министерство культуры и туризма Турции планирует внести в парламент законопроект с поправками к нему.

Наибольшую реакцию (преимущественно критическую) в турецком турбизнесе сейчас вызывают положения законопроекта, которые касаются TÜRSAB. Ныне это имеющая государственный (прописанный в законе 1618) статус ассоциация, объединяющая все туристические предприятия Турции (агентства различного профиля и туроператоров).

В законопроекте ее предполагается разделить на несколько объединений: одно для туроператоров, другой для турагентов, третье для агентов, организующих MICE и свадебные туры, еще по ассоциации для агентств и туроператоров религиозного туризма и для агентств, продающих оздоровительные туры. 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ТРАНСФЕР ИЗ АЭРОПОРТА ТОЛЬКО В РАМКАХ ТУРПАКЕТА?

Но кроме этой, «глобальной», но все же внутренней, проблемы в законопроекте, готовящемся в министерстве культуры и туризма Турции, присутствуют и новые определения сферы деятельности турагентств. И вот они, если законопроект все-таки проведут через парламент, могут поменять для российских туристов ситуацию с индивидуальными трансферами в Турции.

Дело в том, что согласно тексту законопроекта, которые приводятся в турецких СМИ, турагентство не сможет оказывать никому услуги перевозки и транспортные услуги – то есть и трансферы, коллективные или индивидуальные. Есть только два исключения – такие услуги оказывать можно, если трансфер идет в составе турпакета, или же если это экскурсионная деятельность.

Если предлагаемые министерством культуры и туризма поправки по трансферам примут, это приведет к нескольким последствиям.

Во-первых, с рынка уйдут мелкие компании, которые занимались только трансферами аэропорт – отель – аэропорт. Таких компаний – сотни.

Во-вторых, в турецком налогообложении разные налоги для разных составляющих турпакета. Например, DMC (принимающая компания, крупное турагентство) продает транспортные услуги с налогом 20%, а размещение в отелях – с налогом 8%, и отчетность по каждой из услуг идет всегда отдельно, а не «в целом за турпакет».

Встает вопрос, как будет изменены бизнес-процессы турецких DMC. Ведь они по факту не туроператоры, и не продают турпакеты, а значит, формально не могут и предлагать отдельные трансферы. И снова вопрос: в какую ассоциацию они попадут при «разделении TÜRSAB», разрешат ли вообще DMC войти в «ассоциацию туроператоров», пока непонятно. И главное, даже если им дадут статус туроператора, по закону продать индивидуальный трансфер отдельно они уже не смогут все равно. Только в рамках турпакета.

Но с крупными DMC все проще – их транспортную деятельность, считают опрошенные нами эксперты, в любом случае «оформят» как-то так, чтобы считалось, что это «услуга туроператора». Это чистая правда – ведь они обслуживают туроператоров. А множество средних DMC в Турции, которые сейчас активно занимаются в том числе и трансферной деятельностью, тоже пойдут к туроператорам и заключат с ними контракты, чтобы возить любых туристов на трансферах «в рамках турпакета».

В-третьих, и это самое главное, российские (и любые иностранные) туристы не смогут больше заказать себе у любой понравившейся компании индивидуальный трансфер от аэропорта в отель и обратно. Придется либо заранее бронировать индивидуальный трансфер через российского туроператора при покупке пакетного тура, либо пользоваться такси (стоимость которого в аэропорту Антальи не из низких). Каких-то иных выходов им законопроект не оставляет.

ГИДОВ В ТУРЦИИ ТОЖЕ МОГУТ ЖДАТЬ ИЗМЕНЕНИЯ

Согласно законопроекту, который готовится в министерстве культуры и туризма, гидов тоже могут ждать изменения. Во-первых, из отраслевого закона с новыми поправками уберут положения об обязательности гидов в транспортных средствах, перевозящих туристов.

Обязательными гиды станут только в музеях и на археологических объектах (то есть и отельные гиды, помимо автобусных, станут необязательными для турфирм Турции).

Наконец, из отраслевого закона 1618 планируют убрать требование о знании туристическим гидом иностранных языков, и это уже вызвало критику со стороны Ассоциации туристических гидов (TUREB).

ЗАКОНОПРОЕКТ ЕЩЕ НЕ ПРИНЯТ

Пока все вышеизложенное еще «неточно»: некоторые выдержки из проекта закона видели СМИ и ряд участников туротрасли, официально финальный текст законопроекта не публиковался.

Но министр культуры и туризма Турции Мехмет Эрсой в последнем интервью турецким СМИ подтвердил, что законопроект с изменениями, о которых шла речь выше, действительно готовится и будет «в ближайшее время внесен в парламент».

Насколько повлияют предложения и критика турбизнеса на содержание финальной версии законопроекта и саму его судьбу при слушаниях в парламенте – пока непонятно.

«Вестник АТОР» следит за ситуацией.

Редакция «Вестника АТОР»

Фото: Tripadvisor.com

 
 

ВНИМАНИЕ:

Подпишитесь на канал АТОР в Telegram или на канал в Яндекс.Дзен 

Также можно читать новости АТОР в "ВКонтакте или в "Одноклассниках"

Для турагентов: бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".

Подпишитесь на рассылку АТОР