О ключевых достижениях и развитии отрасли рассказал в рамках «Дня туризма» на выставке «Россия» на ВДНХ рассказал министр экономического развития РФ Максим Решетников. Выручка бизнеса, работающего в сегменте внутреннего туризма, выросла в 1,5 раза. Туризм сейчас составляет около 2,6% ВВП страны и министр видит потенциал дальнейшего роста.
По данным, приведенным г-ном Решетниковым, с начала реализации масштабных программ господдержки в 2021 году, количество поездок по стране выросло на 18% за счет вовлечения новой аудитории, которая готова тратить на отдых до 45 тыс. рублей в год на человека, на 13% – за счет увеличения частоты поездок благодаря развитию круглогодичных локаций для отдыха, и на 5% – благодаря «удержанию» туристов в России.
Эксперты туротрасли замечают, что их этих цифр напрашивается вывод о том, что новые возможности для туризма внутри страны являются куда более привлекательными для потребителя, чем стимул «от противного», когда турист по каким-то причинам просто не может себе позволить поездку за рубеж.
К 2030 году ожидаются 140 млн туристических поездок по стране, 53 млн из которых – новые поездки. По отношению к «доковидному» периоду это двукратный рост.
Благодаря действию нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства», количество турпоездок по РФ выросло с 65 млн в 2019 году до 78,5 млн в 2023 году. Номерной фонд вырос с 608 тыс. номеров в 2019 году до 911,8 тыс. в 2023 году, а количество рабочих мест в туризме увеличилось с 2,5 млн в 2019 году до 2,73 млн в 2023 году, рассказал Максим Решетников.
ТУРИСТЫ ЖАЛУЮТСЯ, ЧТО ЕЗДИТЬ ДОРОГО И ДОЛГО
По прогнозам г-на Решетникова, одним из драйверов развития туризма станут короткие поездки выходного дня. Туроператоры-члены АТОР неоднократно отмечали, что этот сегмент показывает рост уже сейчас. В т.ч. пользуются спросом и кросс-региональные поездки формата Москва – Тверь, Екатеринбург – Тюмень и так далее. Количество путешественников будет расти, в том числе, за счет туристов, которые ранее привыкли ездить за границу.
Но одним из серьезных препятствий на этом пути остается сезонность. Имеющийся номерной фонд способен принимать 78 млн туристов в год, но из-за ярко выраженной сезонности и концентрации туристов в основном на морских курортах загрузка отелей в целом по году может быть выше, чем сейчас.
Кроме того, согласно данным, которые продемонстрировал министр в своей презентации, препятствиями к поездкам по России для 56% потенциальных путешественников является высокая стоимость проживания, для 51% – высокая стоимость проезда к месту отдыха. Для 37% – сложная логистика и для 27% – плохой сервис.
«Для того чтобы обеспечить экономическую привлекательность, туротрасли нужны новые гостиницы, нужны недорогие билеты на транспорт и удобные логистика для автомобильного туризма. Все это станет новыми точками роста», – отметил министр.
Для достижения таких результатов министерство видит несколько приоритетных направлений дальнейшей работы.
Во-первых, необходима модернизация номерного фонда с учётом круглогодичной инфраструктуры. К 2030 году необходимо создать почти 240 тыс. новых номеров, которые должны работать с загрузкой 70% для того чтобы они были экономически эффективными. При помощи программ господдержки за последние годы уже было построено 11 тыс. номеров. С учетом продления меры по обнулению НДС для гостиничного бизнеса рынок может расти на 11-12 тыс. номеров в год, считает министр.
Кроме того, отельному рынку нужна реформа классификации, считает министр: классифицироваться должны все объекты, а чтобы потребитель не пренебрегал результатами классификации, нужно повышать доверие к системе.
МИНЭК УЧАСТВУЕТ В ФОРМИРОВАНИИ СЕЗОННОГО РАСПИСАНИЯ ТРАНСПОРТА
Но также немаловажным министр назвал расширение программ поддержки до комплексного уровня: поощрение вложений в тематические парки, горнолыжные курорты и реформирование субсидирования регионов с тем, чтобы они самостоятельно могли определять, какие точки притяжения туристов развивать.
Еще одним направлением работы является консолидация усилий с транспортной отраслью: г-н решетников отметил, что Минэкономразвития находится в постоянном взаимодействии с Минтрансом в целях совместного формирования сезонного расписания.
«Мы в интересах туризма можем и будем направлять транспортную активность» , – сказал г-н Решетников.
РЕГИОНАМ ПРЕДЛОЖЕНО ЧЕТЧЕ ФОРМУЛИРОВАТЬ, ЧТО ОНИ ХОТЯТ ПРОДВИГАТЬ
Также для продвижения регионального туризма глава Минэка предложил местным туристическим властям сфокусировать маркетинговые усилия на продвижении не столько самих регионов и их достопримечательностей, сколько тех турпродуктов и программ, которые они могут предложить потребителям.
«Я бы регионам пожелал больше заниматься маркетингом и делать упор на турпродукт, который они продвигают. Мало сказать, что «у нас здесь замечательное водохранилище». Конкуренция растёт, надо больше продвигать турпродукты. Чтобы турист надолго приезжал, надо делать межрегиональные турпродукты. Если вы ждёте, что Минэк или какой-то другой федеральный орган за вас придумает брендинг, и придумает как продвигать регион, это неправильно. Не ждите, сами формируйте свои позиции», – отметил министр.
Также г-н Решетников отметил, что все эти изменения в отрасли стали возможны благодаря передаче полномочий от Ростуризма в Минэк – таким образом удалось интегрировать туризм в другие направления работы министерства.
«Это было тонкое решение. Туризм – наше «любимое дитя», хотя у нас много задач. Но туризм – это то, что вызывает эмоции», – сказал г-н Решетников.
Екатерина Тропова
Фото: АТОР