Турция по итогам нынешнего сезона, пожалуй, стала одним из самых противоречивых направлений. Несмотря на очевидное увеличение потока, туроператоры отмечают существенный рост стоимости туров, с одной стороны, а также сокращение бюджета потенциальных туристов – с другой. Мы поинтересовались у туроператоров, как в этом году шли продажи туров на турецком направлении.
Анна Подгорная, генеральный директор компании «Пегас-туристик»
- У нас динамика продаж на турецком направлении по сравнению с прошлым годом увеличилась на 30%. Стоит иметь ввиду, что для нас это очень значительный прирост, потому что в кризисный 2009 год, мы увеличили продажи на 75%, выбившись, таким образом, из среднерыночного показателя. Тогда мы рискнули и сильно расширили нашу региональную программу, добавив вылеты еще из 10 российских городов. И мы не прогадали.
В этом сезоне рынок более или менее выправляется, увеличение объема продаж заметно у всех ведущих туроператоров. И, мне кажется, что сезон идет очень ровно и без потрясений, во многом благодаря тому, что в этом году была сбалансирована перевозка.
Самым популярным у туристов по-прежнему остается Анталийское побережье. Во-первых, это связано с тем, что в этом регионе намного больше предложений по отелям, чем на других побережьях. Во-вторых, побережье Эгейского моря – Кушадасы, Бодрум, Мармарис – в меньшей степени представлены на нашем рынке, а потому все еще мало изучены россиянами. Пока нет достаточной рекламы этого продукта, отсутствие понимание того, какова концепция отдыха на этих курортах. Если Анталийское побережье – это размеренный самодостаточный отдых внутри отеля, то, те же Мармарис и Бодрум – это, как правило, отели с маленькими территориями, но зато вся инфраструктура прекрасно развита снаружи. Я бы сказала, что эти регионы максимально приближены к концепции европейского отдыха. Но пока что большинство наших туристов рассуждают так: «Я лечу в Турцию, а куда – какая разница».
Очень востребованы у нас экскурсионные программы из Анталии. Например, мы предлагаем слетать в Израиль, посмотреть заодно и другую страну. Особой популярностью пользуется Стамбул – это вообще другой мир, другая Турция.
Цены на туры в этом году повысились. Турция в этом сезоне не было дешевой, иногда стоимость пакета оказывалась даже дороже, чем в европейские страны. Но я думаю, что это оправдано. Турки очень много сделали для повышения уровня сервиса и продолжают этим заниматься. Кроме того они быстро и очень качественно строят отельные комплексы высокого уровня: они строят с использованием новых технологий, поэтому большинство отелей становятся действительно уникальными и этим привлекают. В среднем, хотельеры подняли цены на 10-15%, рост стоимости авиаперевозки был незначительным.
Владимир Каганер, генеральный директор компании TEZ TOUR
- Спрос на Турцию в этом году улучшился, но я бы стал сравнивать это не с прошлым, кризисным, годом, а с 2008. По сравнению с сезоном 2008 года продажи по Турции выросли на 15-20%. Думаю, что это яркое свидетельство того, что кризис сидел в основном в головах. Кроме того, в этом году мы вновь расширили нашу региональную программу – сегодня мы летаем из 25 российских городов. В то время как в 2009 году мы сильно сократили наши чартеры из регионов, сэкономив на этом большие суммы.
Наибольшей популярностью, как и в предыдущие годы, пользуется Анталийская ривьера. Говоря о стоимости туров, я бы отметил, что цены не повысились, а вернулись на докризисный уровень. Причем, хотельеры почти не поднимали цены: рост составил не более 5-7%, да и то, только в топовых пятизвездочных отелях. Повышение произошло, в основном, за счет авиаперевозки.
Антон Абрамов, директор департамента Турции, Египта, Туниса, Марокко компании «Капитал тур»
- На наш взгляд, рынок по Турции остался на уровне прошлого года. В начале нынешнего сезона у туроператоров был большой оптимизм и все ожидали прироста. Однако эти ожидания не оправдались. Начиная с середины мая – июня, операторы поняли, что сезон идет не так, как ожидалось, что Турция достаточно дорогая в этом году, потому что хотельеры не спешили давать низкие цены и спецпредложения. При этом туристы, напротив, ожидали низких цен. В результате, туроператоры, поиграв в ценой в начале сезона, с конца июня были вынуждены сокращать чартерные перевозки и в итоге по объемам вышли на уровень прошлого года.
Дороговизна Турции в этом году во многом объясняется ростом стоимости авиаперевозки – примерно на 20% по сравнению с сезоном 2009 года. А также ценовой политикой хотельеров. Все дело в том, что формально хотельеры цены не повышали, однако, если в прошлом году предлагались СПО, доходившие до 50% скидки от контрактной цены, то в этом году скидки были не более 25-30%. Вот этот люфт в 20% привел к дополнительному подорожанию туров.
Лидером по спросу стало Анталийское побережье. Однако наметилась также другая неутешительная тенденция: по сравнению с Турцией 2-3-х летней давности, сегодня оказываются востребованы такие дешевые регионы как Алания, или бюджетные варианты в Кемере и Сиде. В этом году, как и в прошлом в Турцию поехал очень бюджетный турист. Если 2 года назад 70% бронирований приходилось на отели 5 звезд, то у этом году спрос на «пятерки» находился на уровне 40%, «четверки» - 30-35%. Остальное – пришлось на трехзвездочные отели, клубные отели и holiday village. То есть былого спроса на стандартные «пятерки» больше нет.