Российские авиакомпании просят Бермуды отпустить «наши» самолеты

Российские авиакомпании направили бермудским авиавластям уведомление о необходимости исключить свои самолеты из их реестра. Это сделано в ответ на заявления ICAO о невозможности их двойной регистрации. Если договориться не удастся, России грозит резкое понижение статуса безопасности в ICAO и потенциальное исключение.

Российские авиакомпании направили в адрес авиавластей Бермудских островов уведомления о необходимости дерегистрации (исключения из бермудского реестра) воздушных судов, эксплуатируемых отечественными перевозчиками.

Об этом говорится в официальном сообщении Министерства транспорта РФ, опубликованном в пятницу, 24 июня.

«Российские авиакомпании направили в адрес Бермудских авиавластей уведомления о необходимости дерегистрации воздушных судов. Для исключения нарушения ст. 18 Чикагской конвенции со стороны бермудских авиавластей им необходимо исключить из своего реестра воздушные суда, зарегистрированные и эксплуатируемые в Российской Федерации», – уточняется в тексте.

ICAO ТРЕБУЕТ РЕШИТЬ ВОПРОС ДВОЙНОЙ РЕГИСТРАЦИИ ДО 14 СЕНТЯБРЯ

Ранее стало известно, что Международная организация гражданской авиации (ICAO), ссылаясь на вопросы обеспечения безопасности, требует от российских властей в срок до 14 сентября решить проблему двойной регистрации самолетов, принадлежащих зарубежным лизингодателям и эксплуатируемых российскими авиакомпаниями.

В противном случае России грозятся присвоить «красный флажок» в системе оценки безопасности со стороны международной организации.

«Красные флажки используются для коллективного информирования других стран, а не для того, чтобы наказывать или угрожать государствам, получающим их», – цитируют российские СМИ представителя ICAO Энтони Филбина.

РОССИЯ И ICAO СПОРЯТ, ЧЬЯ БЕЗОПАСНОСТЬ БЕЗОПАСНЕЕ

Каждая сторона, настаивая на своей правоте и апеллирует к вопросам безопасности.

В ICAO, в частности, считают, что при двойной регистрации воздушных судов возникает проблема действительности лицензий на радиоборудование и сертификатов летной годности.

По их мнению, контроль за выполнением правил безопасности на международном уровне затруднен, когда самолеты зарегистрированы в российском реестре и исполнение необходимых процедур контролируется российскими авиавластями.

В Минтрансе же, напротив, уверены, что именно перевод самолетов в российский реестр дал российскому Федеральному агентству воздушного транспорта возможность выполнять функции по надзору за поддержанием летной годности самолетов, выдавать сертификаты летной годности.

«Такой подход соответствует положениям статей 17 – 19 Чикагской конвенции, предусматривающих переход регистрации воздушных судов от одного государства к другому и регистрацию или смену регистрации воздушных судов», – уверены представители российской стороны.

Согласно сообщению Минтранса, в ходе 22 июня в ходе заседания Совета ICAO, представитель России заявил о нарушениях со стороны отдельных государств фундаментальных положений Чикагской конвенции, выражающихся в введении нелегитимных односторонних ограничительных мер.

«На сегодняшний день в Российской Федерации есть все возможности для обслуживания воздушных судов и поддержания их летной годности. Данную работу могут проводить 11 организаций, располагающих достаточным количеством ресурсов и квалифицированного персонала, способных заниматься ремонтом разной сложности. У компаний имеются необходимые технологии, ангары, стенды и оборудование. Техническое обслуживание самолетов продолжает осуществляться теми же специалистами и инструментами, что и ранее», – говорится в документе ведомства.

ОБРАТИТЬСЯ ЗА ПЕРЕРЕГИСТРАЦИЕЙ САМОЛЕТА МОЖЕТ ТОЛЬКО СОБСТВЕННИК

Реальная сложность ситуации состоит в том, что на самом деле обратиться с запросом на исключение самолета из реестра (в том числе и бермудского) имеет право только собственник воздушного судна.

А им, если говорить о сложившейся в России формально-юридической ситуации, в подавляющем большинстве случаев по-прежнему остаются… зарубежные лизингодатели, которые «поддерживают санкционную политику, поясняет источник Вестника «АТОР» на авиационном рынке.

Другие опрошенные авиаэксперты соглашаются: в общем случае, если иного не указано в трехсторонних договорах, требовать действий по исключению из какого-либо реестра может только тот, кому самолет принадлежит на праве собственности (то есть лизингодатель), а на эксплуатантов (то есть авиакомпании) это право распространяется в редких случаях.

Вероятно, именно поэтому авиавласти Бермудских островов и не принимают во внимание запросы авиакомпаний на исключение их самолетов из реестра Бермуд – для них такие бумаги ничего, по сути, не значат.

ГРОЗИТ ЛИ РОССИИ ИСКЛЮЧЕНИЕ ИЗ ICAO

Самая радикальная мера, которой ICAO может угрожать России в случае продолжения практики «двойной регистрации» – это исключение из своего состава.

Но собеседники «Вестника АТОР» сомневаются, что в реальности до этого дойдет. Выход из ICAO будет означать не только проблемы для России, но, в том числе, и полную потерю любого контроля над всей территорией России для международного сообщества и, как следствие, полную невозможность использовать ее воздушное пространство.

В настоящее время в ICAO входят 193 страны, включая Афганистан, Судан и Северную Корею. Не является членом Ассоциации, например, Ватикан, где в принципе нет и не может быть авиации. 

Екатерина Тропова

Фото: MaxPixel.com

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР