Профессионалы туротрасли выражают опасения, что если главный вопрос к архитектуре системы электронных путевок – об указании полной цены тура – не будет решен к марту, запуск «сырого» сервиса может вызвать у потребителей множество вопросов и недовольства не только в отношении бизнеса, но и в адрес регулятора.
ДЕЛО В ДЕНЬГАХ – КАКУЮ СТОИМОСТЬ ТУРА УКАЗЫВАТЬ В ЭЛЕКТРОННОЙ ПУТЕВКЕ?
Специалисты по внутреннему и выездному туризму опасаются, что если система электронной путевки не будет усовершенствована в ближайшее время, она вызовет вопросы уже не только у профессионального сообщества, но также и у конечного потребителя – то есть у туриста.
В нынешнем виде сервис не учитывает сложившейся за десятилетия схемы взаиморасчетов между туроператорами и турагентами. Понимания, какую именно стоимость тура нужно фиксировать на его платформе и какую увидит турист – до сих пор нет.
Проблему признают уже даже разработчики системы – концерн КРЭТ.
«Оживленные дискуссии возникли вокруг цены тура, которую туроператор должен вносить в систему, с учетом структуры туристического рынка и наличия посредника в виде агентства между туроператором и конечным потребителем», – констатирует пресс-служба компании в сообщении по итогам встречи с туроператорами, о которой мы писали здесь.
Согласно базовой логике, в электронной путевке должна отражаться «полная стоимость тура» по какой ее приобрел турист. Загвоздка состоит в том, что путевки граждане в основном покупают не у оператора, а у его «дилера» – турагента.
Взаиморасчеты туроператора и турагента выстроены так, что турагент перечисляет туроператору стоимость проданного тура без комиссии, которую агент просто оставляет себе (туроператор выставляет ему счет к оплате без суммы комиссии).
Соответственно «полная сумма» за тур в системе туроператора – не та сумма, которую реально заплатил турист турагенту. А ведь агент еще может, например, продать туристу дополнительные услуги – расширенную страховку, индивидуальный трансфер не от туроператора, или, наоборот, сделать кому-то большую скидку за свой счет.
До туроператора вся эта информация в принципе не доходит – в его системе учета отражена только сумма, которую он выставил к оплате агенту (то есть за минусом комиссии и без дополнительных опций, приобретаемых у третьих сторон).
ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
Теоретически есть несколько сценариев развития событий, объясняет вице-президент АТОР, глава туроператора Space Travel Артур Мурадян.
-
Туроператоры должны будут указывать в системе электронных путевок «брутто цену», которая фигурирует у них на сайте для потребителей.
Но это может ввести в заблуждение самих регуляторов и налоговые органы, поскольку из этой цены будет еще вычитаться агентская комиссия – то есть реально туроператор не получит столько, сколько укажет.
«Тут еще надо понимать, что не только у разных туроператоров разный размер комиссии, а то, что она абсолютно нелинейна. Комиссия может меняться в зависимости от статуса конкретного турагента, от сезона, от страны, от временных акций. Например, повышенная комиссия может даваться на конкретный тип номера в определенные даты – и только отдельным агентам. Дельта может быть 6-7%, и при попытке высчитать с помощью системы цену нетто – а она нужна для формирования страховых взносов в фонды – это приведет к чудовищным искажениям – подчеркивает вице-президент АТОР.
-
В электронной путевке будет указана цена уже «за вычетом комиссии». Но в этом случает турист будет видеть размер комиссии турагента.
«Это наверняка вызовет возмущение со стороны потребителя – а за что с него агент взял больше, чем написано у него в электронной путевке как «полная цена тура»?», – задается вопросом эксперт.
«В этих двух случаях мы рискуем получить взрыв негатива со стороны тех самых туристов, о благе которых так пеклись, задумывая саму электронную путевку», – говорит Артур Мурадян
«Все зависит от воли законодателя прислушаться к мнению бизнес-сообщества. С учетом пренебрежительного подхода в решении такого важного момента, как архитектура бизнеса, критика может обрушиться и на турсообщество, и на власти, отвечающие за развитие туризма», – добавляет он.
Соглашаются с г-ном Мурадяном и коллеги по рынку из других туроператорских компаний. Они также выражают опасения, что если туристу представить «сырой» или попросту непонятный продукт, вызывающий вопросы к указанной в путевке цене, то негатив его обратится и против турсообщества, и против самого регулятора.
Вместе с тем, заявленная цель сервиса прямо противоположная – навести на рынке порядок, а не добавить хаоса.
ПОДКЛЮЧИТЬ К ДЕЛУ АГЕНТОВ ИЛИ НЕ ПОКАЗЫВАТЬ ЦЕНУ?
Существует и третий сценарий, который может быть реализован в двух вариантах. Если уж если электронная путевка неизбежна, что в КРЭТ дали понять довольно однозначно, то можно хотя бы минимизировать негативные последствия ее внедрения.
Так например, самым лучшим из вариантов решения Артур Мурадян считает включение в систему турагентов.
«Корректным вариантом указания данных о стоимости тура должен быть отчет об оплаченной цене не от туроператора, а от турагентов. А цены туроператоров исключить. Тогда не возникнет диссонанса. Ведь во всей этой чехарде с внедрением электронных путевок все забыли о том, что сами туроператоры практически не продают турпакеты конечному потребителю. Этим занимаются как раз турагенты или юрлица туроператора, работающие как обычные агентства», – предлагает специалист.
По мнению Артура Мурадяна, формирование цены в электронной путевке самими турагентами решит и еще один вопрос. Сама система станет «реестром турагентов» (так как к формированию электронных путевок будут допущены только авторизованные туроператорами продавцы». С ее помощью государство и туроператоры смогут выявлять случаи недобросовестной конкуренции в рознице. А надобность в дублирующем систему «реестре» просто отпадет.
Справедливости ради, теоретически возможно, конечно, и обратное решение: полностью перестроить рынок так, чтобы туристы в офисе агентства оплачивали стоимость тура туроператору, и только потом туроператор выплачивал комиссию агенту – тогда в чеке будет указана полная стоимость «от туроператора».
Но сейчас такая глобальная перестройка всех платежных процессов у турагентов попросту остановит продажи туров, поэтому этот вариант вряд ли возможен и реализуем.
Второе реалистичное решение – не показывать туристу в электронной путевке вообще никакой цены до тех пор, пока бизнес и регуляторы не решат этот концептуальный вопрос с архитектурой системы. Так предлагает сделать вице-президент АТОР, генеральный директор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин.
«В оценке степени готовности системы следует ориентироваться на конечного потребителя, на ту информацию, которую получить пользователь. Турист должен видеть либо ту стоимость, которую он оплатил в агентстве, либо ничего. Иначе он начнет нервничать», – говорит эксперт.
Участники рынка выразили надежду, что до весны эта принципиальная для туррынка коллизия будет решена, поскольку в марте 2023 года сервис должен заработать «в полную силу», а пока идет его тестирование.
Екатерина Тропова
Фото: piqsels.com