Ключевые игроки российского авиационного рынка – аэропорт Шереметьево и группа компаний «Аэрофлот» – опубликовали показатели производственной деятельности за март и I квартал 2023 года. Декларируется рост пассажиропотока до 86,7%. Разбирались, что на самом деле значат эти цифры.
УСПЕХИ ШЕРЕМЕТЬЕВО ОБЪЯСНЯЮТСЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО «ЭФФЕКТОМ НИЗКОЙ БАЗЫ»
Аэропорт Шереметьево отчитался о росте пассажиропотока на 86,7% в марте 2023 года в сравнении с третьим месяцем прошлого года. Количество перевезенных пассажиров составило, по данным, предоставленным пресс-службой аэропорта, 2,6 млн пассажиров.
Однако, анализируя эти цифры, необходимо принять во внимание, что март прошлого года был пиком кризиса авиационной отрасли, когда авиаперевозки, еще не оправившись от «пандемии», оказались под гнетом санкций. Международные рейсы в марте 2023 года фактически не выполнялись – ситуация начала стабилизироваться уже значительно позже.
В марте прошлого года услугами Шереметьево воспользовались только 1,4 млн человек, что на 18% меньше, чем даже в марте «ковидного» 2021 года. Таким образом, нынешний рост обеспечен исключительно эффектом «низкой базы».
В свою очередь в марте «нормального» 2019 года Шереметьево обслужил 3,8 млн пассажиров. То есть по отношению к допандемийному периоду аэропорт недосчитался 32,6% пассажиров.
Аналогичное падение спроса на услуги аэропорта по сравнению с 2019 годом фиксируется на протяжении всего первого квартала 2023 года. Количество обслуженных пассажиров в январе-марте оказалось на 32,7% меньше, чем в 2019 году и составило 7,2 млн человек. Что, впрочем, на 23% больше, чем годом ранее (и опять же, только из-за «эффекта низкой базы»).
Шереметьево сейчас обслуживает до 50% пассажиров Московского авиаузла. Соответственно, изменения в производственных показателях аэропорта имеют большое значение для определения пассажиропотока всех московских аэропортов.
«АЭРОФЛОТ» СМОГ СОХРАНИТЬ ТОЛЬКО ТРЕТЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПАССАЖИРОВ
Ранее на этой неделе об итогах деятельности в марте и первом квартале отчитался и «Аэрофлот».
Общий объем перевозок группы авиакомпаний за I квартал 2023 года составил 9,47 млн пассажиров, следует из данных, предоставленных пресс-службой «Аэрофлота». Это на 11,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года, но на 26% меньше, чем за I квартал 2019 года, когда услугами группы компаний воспользовались 12,8 млн пассажиров.
В марте 2023 года авиакомпании группы «Аэрофлот» перевезли 3,3 млн пассажиров, что на 50,3% больше, чем годом ранее. Но это на треть меньше, чем в марте 2019 года.
В международном сегменте перевозчикам группы «Аэрофлот» удалось сохранить и вовсе только 33% пассажиров от объема, перевозимого до «пандемии».
За I квартал 2023 года пассажиров на международных рейсах было 1,95 млн, а за аналогичный период 2019 года – 5,7 млн. В марте 2023 года – 0,68 млн, а в марте 2019 года – 2 млн человек.
То есть за три первых месяца 2023 года на международных направлениях группа компаний «Аэрофлот» перевезла меньше пассажиров, чем в 2019 году перевозила всего за один месяц.
ЭКСПЕРТЫ АВИАОТРАСЛИ ПРИЗЫВАЮТ К РЕАЛИСТИЧНОМУ ВЗГЛЯДУ НА СТАТИСТИКУ
«Безусловно, важно понимать, что рынок несколько восстановился после острой фазы кризиса авиационных перевозок в 2022 году. Однако нельзя упускать из виду, что сегодняшняя положительная динамика достигается только и исключительно за счет «низкой базы». Никакого настоящего роста авиаперевозок нет – производственные показатели еще крайне далеки от результатов 2019 года», – замечает один из опрошенных «Вестником АТОР» экспертов.
При этом другие специалисты также подчеркивают, что реалистичный взгляд на вещи при оценке подобной статистики необходим не для того, чтобы «поругать авиакомпании» или «посетовать на ситуацию», а лишь для того, чтобы контрагенты, пассажиры и другие заинтересованные лица могли планировать свою деятельность с учетом реального положения вещей.
«Погоня игроков рынка за красивыми цифрами в пресс-релизах, с одной стороны, производит благотворное впечатление в медиа, но, с другой, может вводить в заблуждение участников рынка и даже госорганы», – говорит собеседник «Вестника АТОР».
Реальная же ситуация такова: несмотря на рост производственных показателей в сравнении с 2022 годом, по сравнению с 2019 годом наблюдается сильное падение объемов перевозки: по разным сегментам оно составляет от 25% до 77%.
Екатерина Тропова
Фото: piqsels.com