Современный турист не выпускает из рук смартфон и хочет общаться в соцсетях. Он ищет новые эмоции и формирует тренды будущего. Какая реклама способна привлечь современных туристов на речные теплоходы, и что круизные туроператоры хотели бы получить от государства – об этом эксперты поговорили на Всероссийской деловой конференции «Реки. Круизы. Маршруты», которая прошла в Москве.
КРУИЗНЫЕ ТУРИСТЫ «МОЛОДЕЮТ» И ФОРМИРУЮТ НОВЫЕ ТРЕНДЫ
Первое, что отметили все эксперты, собравшиеся на конференции, это изменение в среднем возрасте круизных туристов. Если еще 5-7 лет назад он составлял 55-65 лет, то сейчас уже можно говорить о массе 35-45 летних пассажирах.
В российских речных круизах действительно все чаще можно встретить родителей с детьми, которых нередко берут на борт через уже несколько месяцев после рождения, родителей с подростками, и пары молодоженов, и компании друзей среднего возраста.
В этом, кстати, коренное отличие российских речных круизов от европейских – там на реках по-прежнему преобладают туристы от 60 лет и старше.
Появились и новые тренды – у «помолодевших» туристов стали пользоваться популярностью комбинированные туры. Например, корабль+ автобус, когда из Перми можно съездить в Кунгурскую пещеру или Екатеринбург, как это делает компания «ВодоходЪ».
Также у наиболее молодых и активных туристов сформировался запрос на тематические круизы, экспедиции, морские путешествия и на нестандартные туры, например, на ледоколе в Арктику.
Дополнением к этому в «новой» туристической круизной аудитории идет поиск новых эмоций, а также акцент на семью – дети должны получить не менее интересный опыт во время круиза и быть ближе к родителям.
ВСЕ РЕШАЕТ СМАРТФОН
Изменение среднего возраста туристов на речных теплоходах повлияло и на их привычки. Современные круизные туристы не выпускают из рук смартфон, начиная с момента покупки тура и заканчивая прибытием на борт.
Так, по данным компании «Круиз. Онлайн», за последнее время значительно выросло количество покупок круизов через интернет – с 15% в 2018 г. до 65% в 2022-2023 гг.
Более того, турист хочет контролировать и управлять своим бронированием с телефона. Поэтому многие круизные компании озадачились внедрением собственных мобильных приложений или расширенных функций личного кабинета с подключением функций оплаты разными способами, возможностью дозаказа услуг и поддержкой через чаты.
Особое внимание уделяется и сайтам компании, где, по словам Аллы Можаровой, начальника отдела маркетинга и связей с общественностью компании «ВодоходЪ», конверсия посетителей в покупателей стремительно растет. Так что вопросы структуры и навигации сайта, а также его мобильных версий – действительно важная задача.
Наконец, туристы хотят использовать свой смартфон на борту и для личных нужд, и для своего путешествия. Поэтому, кстати, бесплатный Wi-Fi появляется на все большем количестве круизных кораблей.
Компании стараются соответствовать этим запросам, создавая специальные мобильные приложения, которые активируются в день старта круиза. В них можно увидеть маршрут и программу дня, прослушать необходимую информацию, связаться с отель-менеджером и т.д. Очевидно, что список услуг будет расширяться.
Сейчас даже чаевые в барах можно оставлять по QR-коду, который печатается на чеках, а отблагодарить команду – по такому же коду, который висит на информационном стенде.
КАК «ДОСТУЧАТЬСЯ» ДО РАЗНЫХ ТУРИСТОВ
Столь разный по возрасту и запросам состав туристов ставит новые задачи перед круизными компаниями. Им приходится искать баланс, сохраняя и уже сложившиеся традиции на борту, и одновременно следуя новым трендам и запросам.
Например, все новые корабли сейчас имеют больше пространства для занятия спортом, на строящихся теплоходах сразу проектируются бассейны и зоны SPA, в развлекательную программу вводится больше йоги и других подобных практик.
Следуя тенденции, появляются и новые форматы путешествий – круизы 18+ или с приоритетом для взрослых, лоукостеры, круизы в формате «лайт».
Главный принцип здесь – индивидуальный подход. Туристы все чаще могут сами выбирать маршрут, количество дней в круизе, экскурсии и даже систему питания – например, можно оплатить только завтрак и ужин или взять на обед суп и салат, отказавшись от горячего и десерта.
Кстати, подход к питанию также изменился – в меню теплоходов появились диетические и вегетарианские блюда, кухня для детей, введены рецепты, близкие к фастфуду, или наоборот – с соблюдением всех правил ЗОЖ.
Соответственно, вариантов работы с такой «разношерстной» аудиторией тоже стало больше. Например, в компании «ВодоходЪ» вся реклама поделена на возрастные сегменты. У каждого свой посыл: для молодого поколения – новый опыт и хорошая организация, для тех, кто постарше, – удобство и полный пакет.
Рекламные площадки для них тоже разные – молодых клиентов компания старается привлечь через соцсети, активно работая и отвечая на комментарии. А более взрослых – другими, более привычными именно для них средствами рекламы.
ПОЧЕМУ НУЖНА АКТИВНАЯ РЕКЛАМА КРУИЗОВ
Впрочем, судя по опросам, данные которых приводили на конференции эксперты, до 82% граждан нашей страны никогда не были в круизах. А из всех планов на отпуск, которые строят сейчас российские туристы, только 10% приходится на круиз.
Участники круизной отрасли уверены, что реклама современных круизов необходима, чтобы люди избавились от многих стереотипов и осознали, что круиз – удобный и познавательный вид отдыха.
Причем, говоря о рекламе, нужно принимать все существующие реалии – ее площадками должны стать и соцсети, и лэндинги, и медиа-поверхности, и SMS, и push-уведомления, и рассылки, и реклама в прессе и многое другое.
По словам г-жи Можаровой, именно цифровая сфера в маркетинге выросла за последнее время на 30-60%, что требует от круизных компаний и увеличения, и перераспределения бюджетов.
Поэтому от компании «ВодоходЪ» поступила интересная инициатива, которую наверняка поддержат все остальные участники отрасли.
«Мы предлагаем от имени участников конференции сформировать предложение в Министерство экономического развития о выделении субсидий для покрытия части затрат круизных операторов на охватную рекламу: на телевидении, на радио, на наружную рекламу», – сообщила г-жа Можарова в своем выступлении.
Учитывая отсутствие кешбэка, который послужил в свое время хорошим инструментом продвижения речных круизов и привлек почти 30% новых клиентов, подобная мера будет очень кстати, согласились многие эксперты в кулуарах круизной конференции.
Ольга Пегасова
Фото: АТОР