Электронная путевка, финобеспечение и проблемы с чартерами тормозят развитие и въездного туризма тоже

Развитие въездного туризма должно идти в тесном взаимодействии с внутренним и выездным. Однако на данный момент есть факторы, которые значительно тормозят развитие туристического рынка в России и препятствуют гармоничному развитию отрасли, рассказал вице-президент АТОР, замдиректора компании FUN&SUN Александр Сирченко.

Замдиректора FUN&SUN напомнил, что все виды туризма – внутренний, въездной и выездной, взаимосвязаны.

«Деятельность туроператора в сегментах въезда и выезда очень тесно связана – экономически невыгодно работать только на въезд и не работать на выезд. Мы успешно «прошли пандемию», поскольку, в том числе, переориентировали многие направления как на въезде, так и на выезде», – рассказал он в рамках Петербургского туристического форума «Travel Hub.Путешествуй!».

Александ Сирченко на «Travel Hub.Путешествуй!». Фото предоставлено «Travel Hub.Путешествуй!»

У туроператора существуют соглашения о взаимодействии в области развития туризма с 56 регионами. Используя наработки и опыт, компания готова открывать для себя новые въездные рынки. Умение работать во внутреннем туризме помогает также продвигать Россию за рубежом, расширяя представления иностранцев о стране за пределы классического маршрута Москва – Санкт-Петербург.

Представители регулятора соглашаются с важностью развития внутреннего туризма для привлечения гостей из-за рубежа.

«Иностранные туристы охотней едут в страну, где развит внутренний туризм», – отметил директор департамента многостороннего экономического сотрудничества и специальных проектов Минэкономразвития РФ Никита Кондратьев.

ЧАРТЕРЫ ПО РОССИИ МОГЛИ БЫ ПРИВЛЕКАТЬ ИНОСТРАННЫХ ТУРИСТОВ

В первую очередь это касается непосредственно транспортной и туристической инфраструктуры: если туроператор работает с определенными направлениями, регионами, гостиницами или авиакомпаниями, то, развивая эти сегменты рынка для внутренних туристов, он сможет привлечь на те же маршруты и иностранцев. В качестве примера в FUN&SUN приводят чартерные программы по России.

Александр Сирченко напомнил, что в 2022 году FUN&SUN поставил чартеры более чем по 20 направлениям на крыльях десятка авиакомпаний. В том числе, за счет собственного финансирования. Помимо прочего, эти рейсы были залогом расширения географии поездок по стране и для иностранных туристов.

«Мы предполагали развивать эти чартеры: многие из них должны были стать трансграничными и межрегиональными. Летая в Мурманск из Москвы, мы могли обеспечить спрос на этот маршрут и со стороны китайских туристов», – сказал замглавы FUN&SUN, отмечая, что у иностранцев есть желание посмотреть Россию за пределами Москвы и Санкт-Петербурга.

«Наши коллеги из Ирана говорили нам, что Москва для них интересна. Но если бы продолжали существовать наши чартеры, которые мы ставили в Грозный, в Дагестан, на Алтай, Бурятию, то маршруты можно было бы разнообразить», – добавил он.

По его словам, распоряжение правительства о выделении средств на чартеры по России уже есть, но на данный момент реализация программы не началась.

ИНОСТРАНЦЕВ МОЖЕТ ОТПУГНУТЬ «ЭЛЕКТРОННАЯ ПУТЕВКА»

Негативное влияние на развитие въездного сегмента может иметь так же и «электронная путевка». Пока это «не бросается в глаза», но, согласно концепции системы, со временем в нее должны будут собираться данные также и иностранных туристов.

«Электронная путевка» – это огромный отвлекающий от основной деятельности фактор и финансовое обременение. Кроме того, в перспективе она будет введена для всех. Когда иностранцы начнут понимать, что их персональные данные попадают в базу государства, это создаст очередной барьер для развития въездного туризма», – говорит Александр Сирченко.

По его словам, для решения этой проблемы надо минимизировать объем данных, передаваемых в систему, чтобы не отпугивать потенциальных туристов.

ДЕНЬГИ В ФОНДАХ ПЕРСОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕВОЗМОЖНО ИНВЕСТИРОВАТЬ В РАЗВИТИЕ ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА

Кроме того, косвенно препятствуют работе с въездным рынком и такая, казалось бы, сугубо «внутрироссийская» проблема как платежи в фонды персональной ответственности. Они создают дополнительную финансовую и административную нагрузку на компании, затрудняя инвестирование в развитие въездного сегмента.

На протяжении 4 лет правительство предоставляло туроператорам льготу по уплате взносов в фонд персональной ответственности, но действие ее завершается. Заморожены значительные суммы, которые не могут быть использованы на развитие бизнеса. 

«Для нас это сотни миллионов рублей, которые выводятся из оборота. Вместо того, чтобы развивать на них въездной туризм, мы должны эти деньги заморозить и не использовать», – объясняет вице-президент АТОР.

«МОНОПОЛИЯ» НА МЕЖДУНАРОДНЫЕ РЕЙСЫ ПРЕПЯТСТВУЕТ ВЗАИМНОМУ ТУРИСТИЧЕСКОМУ ОБМЕНУ

Сдерживает развитие рынка и также неравное распределение доступа к провозным емкостям авиакомпаний.

«Представитель «Аэрофлот» напрямую заявил, что рейсы на Кубу, например, компания ставит только с одним своим партнером. Мы давно говорим, что такого быть не должно, когда национальный перевозчик в интересах своей коммерческой партнерской сети работает только с одним туроператором. Это сдерживает развитие рынка. Мы тоже работаем с Кубой, с Китаем, отправляя туристов на рейсах других авиакомпаний, в том числе венесуэльской. Но блоков мест на «Аэрофлоте» на Кубу у нас нет. И это ненормально», – говорит Александр Сирченко.

Таким образом, несмотря на несомненную важность всех усилий, предпринимаемых для продвижения России за рубежом, одного только маркетинга для привлечения в страну иностранных туристов недостаточно. Нужны не только дальнейшее упрощение визового режима, но и решения, направленные на гармонизацию работы отрасли в целом: в сегменте выезда и, в особенности, внутреннего туризма.

Анна Бирюкова

 
 

ВНИМАНИЕ:

Подпишитесь на канал АТОР в Telegram или на канал в Яндекс.Дзен 

Также можно читать новости АТОР в "ВКонтакте или в "Одноклассниках"

Для турагентов: бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".

Подпишитесь на рассылку АТОР