В бизнес-залах аэропортов с сентября станет меньше людей

С весны 2024 года попасть в многие бизнес-залы и больших российских, и некоторых популярных зарубежных аэропортов стало проблемой. Очереди на входе, мало мест в зале или их нет вообще, нет еды и толпы народа – все это стало характеризовать «премиальный сервис» во многих аэропортах. Однако есть предпосылки к тому, что вскоре людей в бизнес-залах станет поменьше.

В БИЗНЕС-ЗАЛАХ ОЧЕРЕДИ, НЕТ МЕСТ И ЕДЫ

В мае 2024 года главный редактор «Вестника АТОР», вылетая в командировку в Анталью, попытался пройти в бизнес-зал Art Lounge в аэропорту Внуково. Но столкнулся с картиной, которая запечатлена на обложке статьи. Очередь в бизнес-зал на 40 минут: в нем физически не было мест. При этом многие стоящие в очереди звонили родным и просили «купить проходку».

В итоге занятое после долгого ожидания место в бизнес-зале зале пришлось «караулить», боясь отойти покурить или даже в туалет. Все потому, что людей в зале было очень много, и некоторые семьи занимая вещами один стул за столиком, активно искали  с помощью всех членов семьи по всему залу, нет ли свободного места где-то еще. Премиальную атмосферу это напоминало мало, хотя еда была.

Ситуация еще более обострилась летом, затронув не только аэропорты России, но и популярные авиахабы Турции, основного рынка выездного туризма в РФ. На пике сезона, несколько дней назад, один из туристов, побывав в бизнес-лаунже аэропорта Антальи в Терминале 2, описал свой опыт в соцсетсях:

«Впервые столкнулся с тем, что в лаунж стоит очередь… Во-вторых, очередь просто не двигалась. Первые люди в очереди стояли в ней 1.5 часа (!), но так и не зашли. Из очереди постоянно выходили люди, чью посадку уже объявили. Из самого лаунжа пассажиры тоже выходили… Ну и в-третьих, при всем этом великолепии… в лаунже просто не было еды! «Счастливчики», что успели пройти постоянно сновали туда-сюда с пакетами из БургерКинга, где комбо стоит по €20».

Очередь в бизнес-лаунж в аэропорту Антальи. Наших соотечественников нетрудно опознать. Лето 2024 года. Фото: соцсети, пользователь EbiTDA

В Стамбуле, как свидетельствуют фото из соцсетей, ситуация с очередями в бизнес-залы не лучше. И их тоже формируют в основном россияне. 

Очередь в бизнес-зал в аэропорту Стамбула. Лето 2024 года. Фото: соцсети, пользователь Sergey

ОЧЕРЕДИ В БИЗНЕС-ЗАЛАХ – ВОВСЕ НЕ ОТ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЖИЗНИ РОССИЯН

Еще во Внуково редактор «Вестника АТОР», разговорившись с соседями по очереди, заметил, что у всех были или «банковские» или купленные на площадках типа «Авито» проходки в бизнес-зал. Или они просили прямо в очереди их оформить кого-то по телефону. И сами туристы в самом бизнес-зале, судя по номерам объявляемых рейсов, летели на чартерах без бизнес-класса. Неужели российские туристы массово разбогатели? Нет.  Дело не в этом. 

Не секрет, что многие туристы имеют премиальные подписки банков, которые дают несколько бесплатных проходов в бизнес-залы по всему миру (как правило, 2 в месяц), а «сгорающие» просто дарят друзьям или продают. Мы уже писали об этом вот тут.

Но дело и не в них. Оформить «банковские» проходки можно как на себя, так и на любого другого человека, введя его данные в приложении. Для входа в бизнес-залы используются приложения Mile-on-Air, Grey Wall или Every Lounge: при входе с банковским ID они синхронизируются с программой лояльности, предлагая оформить проходки без оплаты. То есть можно чужую проходку и купить, и оформить затем на совершенно постороннего человека.

Авторы канала @dearpassengers разобрались с этой схемой и выяснили довольно очевидную причину, по которой статус бизнес-залов «девальвировался», и на входах в них появились очереди.

«Последние полгода любой желающий мог купить себе проходку в бизнес на «Авито» за символические 200-500 руб. Из этого вырос целый теневой рынок, что фактически привело к коллапсу.  Изначально проходка и вовсе бесплатная. Предположим, есть банк, который даёт своим премиум-клиентам по 2 прохода в месяц. И, допустим, этот банк предлагает попробовать премиум бесплатно в течение определенного периода. Таким образом, можно пройти в бизнес, просто подключив бесплатный «пробник». Этой лазейкой и пользовались махинаторы с сомнительной репутацией: массово оформляли пробные «премиумы» на разных аккаунтах, а полученные проходки продавали в интернете. Сначала – за 1000-1500 руб., но с ростом желающих на этом заработать цена опустилась до смешных 200 руб.», – объясняют в @dearpassengers.

С точки зрения редакции «Вестника АТОР» объяснение верное и очевидное. Бесплатные проходки в бизнес-залы дают при премиальных подписках многие банки. Из наиболее распространенных – «Т-Банк» (ранее – «Тинькофф»), «Сбер», «Альфа-банк», МКБ и другие.

Но столь невероятные очереди и толпы в бизнес-залах этим летом не объяснишь тем, что какие-то реальные обладатели подписок дарят проходки своим друзьям. Это именно такой нехитрый мелкий бизнес тех, кто не платит за подписку, а берет пробный период: взять у банка проходку в бизнес-зал за 0 руб., а потом перепродать на «Авито» за 1000/500/300 руб. Спрос – огромный, так как выгода бизнес-зала с безлимитным бессплатным питанием очевидна: в аэропорту питаться очень и очень дорого.

«Сейчас уже многие туристы покупают на «Авито» проходы. По 800-900 руб. недавно мои проходили, но жалуются, что народу из-за таких же покупок с «Авито» очень очень-много. Хотя это выгоднее чем в кафешках ждать вылета», – прямо пишет один из турагентов в профильном чате.

Спрос был не только со стороны туристов. Определенную часть спроса на «проходки в бизнес-залы», возможно, формировали, отчасти, и некоторые турагенты.

«Многие турагенты скупали проходки, чтобы затем «подарить» их своим туристам в качестве комплимента — перед полетом на море в лаунжах отдыхали целыми семьями»,– пишут в @deapassengers.

Мы изучили два популярных крупных турагентских чата в телеграмм и склонны лишь частично согласиться с этими выводами. Тема «у кого покупать», «где достать» проходки в бизнес-залы для туристов действительно регулярно там поднимается и обсуждается.

Но насколько массова и реальна история со «закупкой проходок в подарок туристам», сказать трудно. Очевидно лишь то, что про «Авито» как дешевый способ попасть в бизнес-зал почти все из них знают и могут советовать туристам, вот это факт. Но многие туристы доискиваются до «авитовских» проходок и без турагентов.

Однако, похоже, праздник дешевизны с проходками кончился. Как отмечают те же самые турагенты в профильных чатах, с 1 августа цены на «авитовские» проходки в бизнес-залы резко поднялись, и дешевле 1500-2000 руб. их в интернете уже не купить. Почему?

БАНКИ УЖЕСТОЧАЮТ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОБНЫМ ПЕРИОДАМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРЕМИАЛЬНЫХ ПОДПИСОК

Авторы канала @dearpassengers выяснили и возможную причину роста цен на «проходки» в бизнес-залы.

Один из крупнейших банков, у которого можно было бесплатно оформить бесплатный пробный период, «Т-Банк», с 1 августа перестал давать бесплатный пробный период использования статуса «Премиум» всем, кто этого желал.

Теперь для такой возможности нужно потратить по картам этого банка на покупки (не на оплату телефона или переводы, а именно на покупки) не менее 105 тыс. руб. в месяц. Это, разумеется, существенно ограничивает возможности «хитрецов». Теперь просто оформить себе премиум нельзя. В чатах «скупщиков проходов» цены в итоге скакнули вверх.

Дело в том, что «Т-Банк», по-видимому, этим летом оставался одним из главных ресурсов для спекулянтов, и ужесточение правил этим банком немедленно отразилось на сером рынке.

Как выяснил «Вестника АТОР», второй крупный банк, который давал бесплатные проходки в бизнес-залы (и бесплатный пробный период) – «Сбер», изменил условия еще с 1 мая.

В новом премиальном пакете «Сбер Премьер» можно беспрепятственно оформить бесплатный период пользования. Но вот только проходок в бизнес-залы в «пробнике» уже нет. Для их получения надо теперь перейти на второй уровень программы (для чего надо положить в банк 3 млн рублей на вклад или тратить по картам банка не менее 200 тыс. руб. в месяц).

Кстати, банки следят за поведениям пользователей в интернете, выявляя подозрительную активность.

Вот тут, например, пример человека, который уверял банк, что за одни новогодние праздники он посетил бизнес-залы в разных аэрпортах 46 раз. Банк отказался вернуть деньги, найдя объявления на «Авито». Впрочем, в «Альфа Банке» и так действовали в то время достаточно жесткие правила начисления возвратов (вплоть до фото чеков из залов). 

Пока очереди в бизнес-залах все еще есть: пик сезона, а старые, оформленные до 1 августа, проходки действуют еще месяц. Скупаются пока проходки и у реальных пользователей премиальных подписок, но их немного, и цена их выросла кратно.

И в ближайшее время – недели через две, по-видимому, мы увидим гораздо меньше людей в бизнес-залах. Во-первых, количество бесплатно оформляемых проходок сократится в десятки раз, и сам бизнес перепродавцов потеряет основу. Во-вторых, те, кто все же будет продавать свои сгорающие проходки, уже будут делать совсем не по низкой цене.

А ЧТО С НАСТОЯЩИМИ ПРЕМИАЛЬНЫМИ КЛИЕНТАМИ БАНКОВ?

Если у туристов оформлена настоящая платная подписка на премиальные статусы банков, за которые вам положены бесплатные (с компенсацией 100% со стороны банка) проходки в бизнес-залы, им волноваться не о чем. 

Такие туристы по-прежнему смогут пользоваться такими проходками и при желании (если они сами не летят, а проходки сгорают), оформлять их на родственников и друзей в пределах своего месячного лимита. 

Редакция «Вестника АТОР»

Фото: АТОР, соцсети

 
 

ВНИМАНИЕ:

Подпишитесь на канал АТОР в Telegram или на канал в Яндекс.Дзен 

Также можно читать новости АТОР в "ВКонтакте или в "Одноклассниках"

Для турагентов: бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".

Подпишитесь на рассылку АТОР